|
|||
|
Разделы сайтаРубрики новостейЧекерс Горбыли Мнения... Информация Книжные новинки Компьютерные новости Московские новости Новости Новости EDC Новости из Голландии Новости из Польши Новости из США Новости Израиля Новости ФМЖД Турнирные новости LoginКто с нами
|
Информация: Памяти Николая Николаевича Пустынникова
Москва. В адрес сайта пришло электронное письмо из Германии:
"Сейчас, когда пришла горькая весть о кончине моего дорогого Учителя Николая Николаевича Пустынникова, я решил опубликовать (с некоторыми изменениями) статью о его творчестве, которую я написал еще в 1999году для книги Виктора Владимировича Решетникова "Волшебный мир шашечной композиции". Я надеюсь, что этой публикацией я внесу посильную лепту в дело осмысления того неоценимого вклада, который внес в развитие шашечного задачного искусства этот гениальный шашист и прекрасный человек." С самыми добрыми пожеланиями, Семен Беренштейн. Николай Николаевич Пустынников... Почти восемь десятилетий творчество этого выдающегося шашечного художника и мыслителя, само имя которого стало воплощением неразрывной связи времен в развитии задачной композиции, его яркая творческая деятельность во всех возможных формах и проявлениях – практической, исследовательской, аналитической, историко-теоретической, публицистической, организационной, судейской, тренерско-педагогической – дарили нам высокое чувство сопричастности этому самобытному таланту, этому редкостному сплаву человеческой мудрости и душевной красоты, этой светлой гармонии воли, логики и фантазии. И какую бы сферу его многогранной деятельности мы ни взяли, в каждой из них он оставил яркий след своей неповторимой творческой индивидуальности, каждую озарил светом своей беззаветной преданности любимому искусству. Одной из самых главных заслуг Н.Н.Пустынникова в развитии шашечной композиции несомненно является собранная им буквально по крупицам – из газет, журналов, книг, конкурсов и огромной личной переписки с коллегами-проблемистами – самая полная картотека когда-либо составленных задач – с указанием всех их данных о публикации, участии в соревнованиях, побочных решениях, исправлениях и – что особенно важно – с их стройной и четкой классификацией. Будучи материализованным средоточием накопленного задачно-композиционного опыта, она стала достойным памятником всем поколениям шашечных композиторов прошлого и бесценной сокровищницей для шашечной задачной композиции настоящего и будущего. Закономерным итогом глубокого и всестороннего изучения собранного фактического материала и его творческого осмысления явилось написание Н.Н.Пустынниковым его замечательной книги «О шашечной композиции» (ФиС, 1951г.) Содержание этой небольшой по объему книги многопланово и многоаспектно. Это и глубокое историческое исследование, в котором – в контексте живого потока истории – с теоретическими дискуссиями, периодической печатью, статьями, книгами, конкурсами – разворачивается сложный и многообразный процесс зарождения, становления и развития задачного жанра, раскрываются его основные этапы и закономерности. Это наиболее полная галерея шашечных задачных композиторов с краткой, но емкой характеристикой их творчества и их лучшими произведениями. Это и блистательная коллекция шашечных шедевров. Это и ценное пособие по изучению развития задачных идей, технических приемов и эстетических принципов задачной композиции. И это также основополагающее руководство по наиболее общим вопросам задачно-композиторской теории. Написанный с талантом и с любовью, этот высокопрофессиональный историко-теоретический труд стал исключительно важной вехой в истории задачного искусства и сыграл выдающуюся роль в воспитании новых поколений шашечных проблемистов. Еще одна книга Н.Н.Пустынникова – «Шашечные задачи» (Союзпечать, Ленинград, 1948г.) – была рассчитана главным образом на начинающих. Этот небольшой сборник его тридцати задач помог шашистам, делающим первые шаги в задачной композиции, открыть для себя и навсегда полюбить этот необычный мир волшебной гармониии и ни с чем не сравнимой красоты. Естественным продолжением исследовательского и литературного творчества Н.Н.Пустынникова стала его многолетняя редакторско-публицистическая деятельность, которой он посвятил свыше тридцати лет своей плодотворной творческой жизни, заведуя отделами задач журналов «Шашки» и «Dambrete» в течение всего периода их выхода в свет – с 1959 по 1992гг. За эти годы им была налажена обширная переписка со всеми составителями шашечных задач СССР и зарубежных стран, получены и написаны многие сотни писем, проанализированы тысячи задач, даны их точные и объективные характеристики, приведены тщательные анализы побочных решений, указаны идейные предшественники и совпадения, даны советы, рекомендации и разъяснения по самым разным вопросам теории и практики задачной композиции. И все лучшее из созданного проблемистами увидело свет на страницах указанных шашечных изданий, а также в газете «64 – Шахматное Обозрение», обретя таким образом подлинную – общественно-значимую жизнь. Органической составной частью редакторско-журналистской работы Н.Н.Пустынникова была его историко- и теоретико-публицистическая деятельность. Опубликованные им статьи, написанные как им самим, так и другими авторами по разным вопросам истории и теории задачной композиции, сыграли важную роль в деле привлечения к шашечному искусству талантливой молодежи и передачи ей богатого духовного наследия прошлого и ценного творческого багажа современных мастеров. Однако, помимо просветительско-воспитательной роли, статьи Пустынникова содержат в себе и более глубокий смысл. Так, подлинно философской глубиной выделяется его статья «Шашечная задача – создание народа» (ж. «Шашки» № 7, 1967г.), в которой с удивительной простотой и убедительностью показана внутренняя логическая взаимосвязь закономерностей возникновения и развития шашечной задачи и одного из центральных философских понятий – борьбы противоположностей, реализуемой в конкретном задачно-композиционном преломлении в специфической форме “борьбы за высшую степень выигрыша”. Эта глубокая лаконичная статья раскрыла в Пустынникове его яркий талант мыслителя и философа шашек. На глубинном понимании природы шашечной задачи основывалось еще одно отличительное свойство таланта Н.Н.Пустынникова – его обостренное чувство нового, умение за частным, единичным, и, казалось бы, случайным видеть общее, закономерное, определяющее. Так, поистине провидческой оказалась его статья «Когда окончен конкурс» (газ. «64 – Шахматное Обозрение», № 50, 1973г.), после которой “полная шашечной романтики тема запирания «на весу» в обоих вариантах” привлекла к себе внимание, помимо ее первооткрывателей, также и других проблемистов и на многие годы стала одной из приоритетнейших в задачной композиции. Широта взглядов и знаний, незаурядная композиторская культура, уникальный аналитический дар и острое чувство нового в сочетании с чувством высокой личной ответственности за будущее шашечной задачи предопределили и ту неординарную роль, которую сыграл Н.Н.Пустынников в развитии задачной композиции в качестве шашечного арбитра. За многие годы судейской практитки Н.Н.Пустынников судил соревнования всех рангов, уровней и видов – областные, республиканские, всесоюзные и международные конкурсы, олимпиады и конкурсы газет и журналов, чемпионаты республик и СССР. С помощью своей уникальной картотеки он устанавливал всю «родословную» каждой задачи, точно указывал все совпадения и идейных предшественников. Своим «рентгеновским» аналитическим зрением он проникал в глубинную суть композиции и находил побочные решения невероятной сложности и оригинальности. И благодаря своему богатому личному творческому опыту, широкой эрудиции и тонкому эстетическому вкусу он не просто ставил оценку произведению в данном конкретном соревновании, но и с безошибочной точностью определял его место в целостном художественном процессе, направленном в будущее. И именно в этой ответственности Пустынникова перед будущим и кроется секрет его подлинной объективности и того абсолютно непререкаемого авторитета, который он снискал всей практикой судейства в таком непростом и противоречивом мире шашечной композиции. Говоря о шашечно-судейской практике Н.Н.Пустынникова, следует также отметить и его плодотворную организаторскую деятельность, т.к. целый ряд крупных соревнований был проведен по его инициативе и при его непосредственной организации. Так, возглавив в 1964г. Комиссию по шашечной композиции Российской Федерации, он сразу же организовал прошедший с большим творческим успехом 2-ой Всероссийский конкурс. Затем, находясь на этом высоком посту, Н.Н.Пустынников организовал и провел еще три Всероссийских конкурса, ставших заметной вехой в развитии задачной композиции. С деятельностью шашечного арбитра тесно была связана и еще одна значительная сфера шашечной деятельности Пустынникова – тренерская, фактически явившаяся следствием также и его организаторской и журналистско-редакторской деятельности и, конечно же, его профессионально-творческого и человеческого авторитета. Роль тренера необычайно сложна и ответственна, т.к. от качества его труда зависят спортивные успехи и спортивный рост проблемистов. И Николай Николаевич выполнил свой тренерский долг с честью. Почти все гроссмейстеры и мастера спорта по задачной композиции, победители и призеры крупнейших соревнований, чемпионы республик и СССР – это его ученики. А сколько за этим стояло напряженного труда, сколько было затрачено сил и отдано души – не измерить и не подсчитать, ибо такую самоотверженность, вобравшую в себя всю его безмерную любовь к шашечному искусству, всю его колоссальную ответственность за его дальнейшую судьбу и за вверивших ему творческие судьбы проблемистов, трудно себе даже и вообразить. И лучшей наградой за этот человеческий подвиг всегда служила ему искренняя благодарность его учеников. Такое богатство общественно-просветительской деятельности Н.Н.Пустынникова имело своим источником многогранность и разносторонность его композиционно-игрового творчества. Ему были подвластны все жанры композиции. О задачах – разговор особый. Но он также и автор интересных этюдов, которые мог составить не просто профессиональный этюдист, а шашист с широким игровым кругозором, постигший законы и эстетику эндшпиля и шашечной игры в целом. Неспроста большинство этюдов Пустынникова очень естественны, а некоторые и вообще взяты из его богатой игровой практики. И это еще одна значительная область его общей шашечной культуры, которой он также уделял немало времени и сил, особенно игре по переписке, наиболее соответветствовавшей его исследовательско-аналитическому таланту, благодаря которому им и в практической игре были открыты новые пути там, где их не видели даже известные мастера. Его лучшие, имевшие теоретическую ценность партии были опубликованы в ежегодниках «Шашки за 1955г.» (ФиС, 1957г.) и «Русские и стоклеточные шашки» (ФиС, 1959г.) Н.Н.Пустынников – автор и нескольких проблем, идеи которых подчас также почерпнуты из его игровой практики и которые, как и его этюды, публиковались в отечественной и зарубежной шашечной прессе. Но, конечно же, основное в творчестве Пустынникова – это задачи. Именно здесь его самобытный художественный дар раскрылся в полной мере. Именно в этом жанре композиции – его наивысшие творческие и спортивные достижения. Н.Н.Пустынникову в числе первых, в 1958г., было присвоено высшее на тот момент звание «Мастер спорта СССР». Он завоевал множество призов и отличий на крупнейших соревнованиях. Он дважды завоевывал серебряные медали Чемпионатов СССР. Диапазон задачного творчества Пустынникова необычайно широк – от миниатюр и даже малюток до самых сложных многовариантно-многофинальных задач, не говоря уже о задачах самых разнообразных неосновных жанров и о многообразии композиционно освоенных им шашечно-игровых систем (русские, международные, 80-клеточные, бразильские, канадские шашки). Задачное искусство Пустынникова покоится на «трех китах» - его незаурядном аналитическом даре, богатой творческой интуиции и тончайшем чувстве гармонии. Слитые воедино, эти его природные качества дали тот поразительной творческой силы сплав, который и стал сердцевиной его необыкновенного художественного дарования. Стиль Пустынникова универсален. Он с равной виртуозностью творил и в комбинационном, и в позиционном ключе. Но, конечно же, наибольший вклад в развитие задачной композиции он внес в сфере позиционной динамики, где он достиг такой художественной высоты, которую превзойти не дано было никому. Его творческая лаборатория всегда была неисчерпаемым источником все новых и новых идей. Сколько вышло из нее оригинальных альтернативно-игровых тем, ставших основой его красивейших многовариантных задач! Сколько новых механизмов, среди которых особо выделяется удивительный по своей глубине и четкости механизм на запирание дамки с простой с финалом «с1.d2»! И сколько его тем стали впоследствии основой многовариантных задач других авторов! Одним из центральных свойств творческого почерка Пустынникова было его необыкновенное чувство композиционно-механизменной детали. Буквально в каждой его задаче содержится эффектная пуанта, вскрывающая тончайшие механизменно-игровые нюансы задачных схем. Подобно волшебнику, ему достаточно сдвинуть шашку лишь на одно поле – и перед нами новый игровой механизм и даже новая взаимотрансформационная тема! А то и вовсе ничего не переставляя, а лишь сменив простую на дамку или поменяв их местами, – он создает самые неожиданные задачи-близнецы, ярчайшим образцом которых является его фантастическая по красоте пара трехвариантных (и притом с тремя (!) различающимися финалами) задач, построенных на его «фирменной» двухвариантно-двухфинальной основе. Дедуктивно-аналитическое мастерство Пустынникова органично дополнялось его захватывающим искусством вариационно-механизменного экспериментирования по своей виртуозности подобное полету абсолютной импровизационной свободы. В каких только альтернативно-финальных трансформациях он не развивает свой остроумный механизм на запирание дамки с простой с финалом «с1.d2», упоминавшийся мной ранее. А сколько у него механизменно-игровых вариаций, образующих целые серии, как например, его многообразно разработанная серия задач под названием «Ниша». Задачи Пустынникова трудны для решения, потому что они всегда оригинальны. И по этой же причине найденное их решение неизменно производит сильное эстетическое воздействие, которое испытываешь всякий раз, когда перед тобой не просто профессионально грамотная вещь, а озаренное полетом фантазии подлинное произведение искусства. Оригинальность задач Пустынникова нередко достигает степени парадоксальности. Так, в его восхитительной малютке, где у белых всего лишь 5 (!) шашек, а у черных свободная, открытая позиция, где ни о каком запирании, казалось бы, и речи быть не может, воплощен невероятный для миниатюры замысел запирания одинокой дамки на полях а3 и с1. И недаром эта жемчужина перепечатывалась несчетное количество раз. Вот этот шедевр: Н.Н.Пустынников «64», 1937г. Запереть дамку Решение: ab4 (d4 A), c5, h6, b2. c1# [a3]; A(c1), f8, b2, a3# [c1]. Творчество Пустынникова, создавшего неповторимый мир искрящейся комбинационной лучезарности и могучего механизменно-полифонического многоголосия, является одним из вершинных созданий человеческого духа! Приобщение к нему – это открытие новых путей эстетического самопознания и самосовершенствования. Оно всегда будет для всех истинных ценителей искусства шашечной задачной композиции неиссякающим источником самого прекрасного в мире – гармонии Разума и Красоты! Семен Беренштейн г. Харьков (Украина) – г. Галле (Германия) март – апрель 1999г. – 27 апреля 2007г. Фото 1 - автора, 2 и 3 присланы Петром Шклудовым. Комментарии
|