Шашки в России

О шашечной композиции - словарь по ШК

RS - Сен 14, 2007 - 08:27 PM
Тема сообщения: словарь по ШК
собираю материалы на словарь по ШК. почти ничего нет. Спасибо всем помогающим.
наткнулся в инете на "Интерестный собеседник" [так!]
http://www.bsuir.by/online/showpage.jsp ... mID=101796


Да-да, к тем самым шашкам, которые никто и за спорт не принимает. Я встретил фанатиков, которые открыли мне необыкновенную прелесть этой игры. Точнее, я увлекся не шашечной игрой, а шашечной композицией - составлением задач, этюдов, комбинаций. А это считается поэзией шашек. Сами шашисты восхищаются подобными произведениями. Так вот, я настолько увлекся новым делом, настолько рьяно начал вгрызаться в суть игры, что за три года прошел путь от новичка до мастера спорта СССР. При этом успел стать чемпионом Беларуси, вице-чемпионом СССР. Позже меня много раз приглашали как специалиста высокого уровня для судейства чемпионатов СССР и международных конкурсов. Одним словом, появилась у меня вторая профессия - сидеть по вечерам над шашечной доской и творить чудеса. Времени это съедало уйму, денег - никаких. Тем не менее, это было в моей жизни, и я счастлив, что оно было. С распадом Союза распались и ряды шашечных чудаков. Но я уже не мог иначе, чтобы не нагрузить свои извилины чем-либо иным. - И чем же? - Кроссвордами.


[КТО ОН???]
Начинается так "опыт словаря"
A
1. термин. межд.
в решении: обозначает композиционный вариант. В случае нескольких КВ добавляется число: А1, А2 и пр. Аналогично для B, C, D, etc.
См. B 1. ,C 1., D 1., E 1. и т.д.
2. равнозначен числу 1 в счете; используется в нумерации категорий, разделов конкурсов. Указывается в назв. соревнований в скобках: BVLD 94/95 (A). Если категория делится на подкатегории, к буквенному обозначению добавляется число: BVLD 94/95 (B1), BVLD 94/95 (B2). Аналогично для B, C, D, etc.
См. B 2. ,C 2., D 2. , E 2. и т.д.
АБАЛКИН Лев
псевдоним П.А. Шклудова. По имени героя произведения бр. Стругацких «Жук в муравейнике».
АВТОР, англ. author, немец. Autor, франц. auteur
....
ALGIMANTAS - Сен 14, 2007 - 09:03 PM
Тема сообщения:
1. Обязательно ли нужно открывать новую тему, если одну "об словаре ШК" сами же не так давно открыли (если не ошибаюсь)?
2. Почему в одном куче под этим названием и цитата с вопросом и что то вроде "по словарю"?
3. С какой целью и для какого контингента предназначен текст "по словарю"?
4. Если это какой то этап (цитата) Вашей работы по словарю ШК, то на каком этапе находится эта работа (что то похожее уже видели несколько месяцев тому назад)?
5. Если это предложение кому то продолжать работу, сотрудничать, не можно прямо так и писать?
6. Если это "так себе всеобуч", как писать словарь, то не кажется, что читатели Форума словари и энциклопедии читают?
Не примите эти вопросы как вызов или что то подобное. Извините, но мне иногда не понятны цели некоторых постов на Форуме (это больше относится не к Вашим текстам). Можно и без цели, "так поболтать", это - очень хорошо, но здесь - кажется, не тот вариант. Поэтому еще более непонятно (имею ввиду "по словарю").
Algimantas Kačiuška
RS - Сен 14, 2007 - 09:39 PM
Тема сообщения:
Уважаемый Альгимантас, об словаре мы разговаривали 25. 01. 2007, здесь http://www.shashki.com/index.php?name=P ... mp;p=21206
Вы не безразличны к моим "затеям", всегда ценил и ценю. Спасибо!
Составил словник, далеко не полный, попросил коллег помощи. Благодарю всех откликнувшихся! это было здорово.
Есть много людей, знающих больше меня - Вы, Давид Нудельман, Сергей Юшкевич, Леонид Витошкин, Вирмантас Масюлис, Антанас Гимбутас, Петр Шклудов, Александр Ляховский, Александр Коготько, Владимир Матус, Евграф Зубов, Александр Левит, Александр Горин. всех не перечислить. жаль, что знания эти не объединить.

Буду рад помощи, советам, знаниям. Всего этого не хватает.
Да, и морального поощрения тоже. Smile Smile Smile
Fenix - Сен 15, 2007 - 05:12 AM
Тема сообщения: Re: словарь по ШК
RS писал(а):
наткнулся в инете на "Интерестный собеседник" [так!]
http://www.bsuir.by/online/showpage.jsp ... mID=101796


Да-да, к тем самым шашкам, которые никто и за спорт не принимает. Я встретил фанатиков, которые открыли мне необыкновенную прелесть этой игры. Точнее, я увлекся не шашечной игрой, а шашечной композицией - составлением задач, этюдов, комбинаций. А это считается поэзией шашек. Сами шашисты восхищаются подобными произведениями. Так вот, я настолько увлекся новым делом, настолько рьяно начал вгрызаться в суть игры, что за три года прошел путь от новичка до мастера спорта СССР. При этом успел стать чемпионом Беларуси, вице-чемпионом СССР. Позже меня много раз приглашали как специалиста высокого уровня для судейства чемпионатов СССР и международных конкурсов. Одним словом, появилась у меня вторая профессия - сидеть по вечерам над шашечной доской и творить чудеса. Времени это съедало уйму, денег - никаких. Тем не менее, это было в моей жизни, и я счастлив, что оно было. С распадом Союза распались и ряды шашечных чудаков. Но я уже не мог иначе, чтобы не нагрузить свои извилины чем-либо иным. - И чем же? - Кроссвордами.


[КТО ОН???]
....


Достаточно дочитать до конца: ...обещаем своим читателям, что продолжение разговора с А.А.Рязанко последует в ближайших номерах нашей газеты.
RS - Сен 15, 2007 - 06:04 AM
Тема сообщения:
ПЕТРОВ Александр Дмитриевич [1(12)2. 1794, с. Бисерово Псковской губернии,- 10(22).4.1867, Варшава], Petrov Alexander.
основоположник русского шахматного и шашечного искусства.
Первый российский шахматист мирового уровня и признания – во всех ипостасях: игрок, теоретик, композитор. Автор первой оригинальной книгой о шахматах на русском языке. Первый русский шахматист, давший имя дебюту: «Защита Петрова», она же «Русская игра» (1. e4 e5, 2. Nf3 Nf6), официальное название Petrov's Defense, ECO код C42 в классификации дебютов Encyclopaedia of Chess Openings.
Ю.В. Шестаков, описывая «Историю борьбы за мировую корону», в главе «Некоронованные чемпионы, сильнейшие игроки до 1886 года» одну из частей посвятил А. Д. Петрову: «Во всём - первый... А.Д.Петрова с полным основанием можно назвать нашим первым шахматным университетом. Петров был родоначальником отечественной шахматной композиции. Его многоходовые задачи, напоминавшие часто позиции из практической игры, его кипергани (задачи на обратный мат), которые отличались богатством идей и необычайной трудностью решения; наконец, его знаменитые изобразительные и патриотические задачи «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» и «Партизанская война», положившие начало оригинальному жанру композиции, стали ещё одним ярким свидетельством его редкостного шахматного таланта и художественности его шахматной мысли.» (Шестаков Ю.В. История борьбы за мировую корону. - Шелехов, 2002, стр. 37-38 ).
Основоположник шашечного искусства как особой области творчества.
Первое изложение правил игры в шашки (Руководство…, гл. I. Oпиcaние простой шашечной игры, II. О положении шашечницы и шашек, III. О ходе и действии шашек, V. Общие правила и примечания , VI. Частные правила шашечной игры). А.Д.Петров первый, кто рассмотрел шашечную терминологию и выделил их в словарь (см. Руководство…, гл. IV.Изъяснение речений, в шашечной игре употребляемых).
Первым записал партии, фрагменты партий, композиции, благодаря введению (цифровой) нотации. Она отличалась от принятой в шахматах и сравнялась через усилия Н. Н. Панкратова (ввел буквенно-цифровую запись с использованием русского алфавита) и Д. И. Саргина.
Внедрение способа фиксации игры в русские шашки осуществило переворот в самой игре, введя ее в письменную культуру.

Творчество А. Д. Петрова сейчас называют первым этапом композиции, ее становлением и зарождением (задач, этюдов, проблем, комбинационных проблем).
Первым сформировались задачи. Уже в следующей (известной) шашечной книге - «Таблицы игор в простые шашки, служащие введением в общую правильную игру в шашки, сочиненные любителем цифр» (-М., 1836) безвестный автор дал в 32 таблицах 30 задач.
Зачинатель изучения Окончания игор ( Руководство…, гл. XI). Исследовал нормальные окончания , ввел в русскоязычную литературу способ выигрыша тремя дамками против одинокой дамки, т.н. треугольник Петрова . Н. А. Кукуев, прославленный этюдист и учитель, писал: «Первые теоретические работы по исследованию нормальных окончаний принадлежат А. Д. Петрову, указавшему в своем руководстве (1827 г.) способ ловли одинокой дамки тремя дамками, владеющими большой дорогой. По борьбе же трех дамок, владеющих большой дорогой, против дамки и простой он дал лишь общие заключения, не касаясь детальной разработки» (Н. А. Кукуев, «100 шашечных этюдов», с.12, М., 1930).
«Как подметил украинский мастер А. Колесников, путь к победе в окончании – белые дамки а1, с1, с3; черная дамка b8 – был продемонстрирован в 12 ходов еще автором «Книги для играющих в шашки» Педро Руизо Монтеро в 1591 году. А сам Монтеро применял его в практике еще за шесть лет до выхода книги. Поэтому за рубежом этот способ и поныне именуют способом Монтеро или «классическим методом», сообщает Владимир Голосуев ( Древняя и загадочная игра. (Мир шашек) – С.-Пб., 1997 )
А.Д.Петров первым написал о поддавках, дал правила, стратегию игры, первым начал составлять композиции в поддавки (см. М. Дебец, А. Назаров «Поддавки - это шашки наизнанку» // ж. Наука и жизнь, №3 –2000). Поддавки и кипергани - прредставляют собой инверсии шашечной и шахматной игры.
Владимир Голосуев, гроссмейстер и историк шашечной игры, писал: «Значение «Руководства...» для последующего развития шашечной игры исключительно велико. В то время еще не было единых правил игры, установившихся в практике начал и позиционных принципов ведения борьбы. Петров первым заложил основы существующего и поныне шашечного кодекса, открыл ряд ценных приемов в окончаниях, стал первым комментатором сыгранных партий и основоположником шашечной композиции» (Древняя и загадочная игра. (Мир шашек) – С.-Пб., 1997).
Рустам Шаяхметов.
___
Соч.:
Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оныя, изданная Александром Петровым, (ч. 1 - 2: Теория шахматов; ч. 3 - 5: Практика шахматов), С.-Пб., 1824 (в 1977 г. вышло факсимильное переиздание).
Руководство к основательному познанию шашечной игры, или искусство обыгрывать всех в простые шашки.— С.-Пб.: Тип. А. Смирдина, 1827.— 68 с.
Первая книга по правилам игры в шашки, изданная в России (без указания автора). Описание правил и нотация, примерные партии, концы игр, 12 позиций для самостоятельного решения, игра в поддавки.
О ней: Пименов В. Родоначальник шашечной литературы. (“Шашки”.— 1968.— №10.— С. 4—5); Мышковский В. Год издания —1827.(Там же.— 1977.— №5.—с. 17—19); Колесников А. Рецензия через полтора века. (Там же.— 1978.— №1.— С. 22—23); Автор или составитель? (Там же.— 1978.— №8.— С. 23—26; №9.— С. 21—22; 1979.— №1.— С. 4).
Petrov A.D. Toward a Thorough Knowladge of the Game of Draughts or How to Win at Draughts. Honi soit qui mal y pense. St.Petersburg. Printed by A.Smirdin, 1827. USA, Dover, Massachusetts: Published by Whitefork Press, 2003, 53 p.
Эта книга является официальным переводом на английский язык первой русской книги по шашкам, написанной Петровым А.Д.
Попытка перевода этой книги и публикации была предпринята французским любителем Альфредом Ренье в 1890-1895 годах. Рукопись перевода осталась неопубликованной, скорее всего ввиду смерти Ренье, и сейчас находится в библиотеке известного библиографа, историка и теоретика шашечной игры – Круйсвига.
Давид Нудельман, Библиография…
Лит. (с подробной библиографией печатных работ А.Д. Петрова): Линдер И. М. А. Д. Петров - первый русский шахматный мастер. 2 изд., - М., 1955.
ALGIMANTAS - Сен 15, 2007 - 06:59 AM
Тема сообщения:
Уважаемый Рустам,
Такое издание (в печатном или электронном виде), безусловно, было бы огромным вкладом в "копилку шашечной композиции" (насколько помню, шахматные композиторы такой словарь имеют. Да, много что они имеют...Вот здесь информация - и то неполная - сколько сайтов только по шахматной композиции http://www.selivanov.ru/link/ ). Те несколько текстов, которых я от Вас видел, безусловно, профессиональные.
Но если серьезно настроится на подготовку такого издания, нужно нацелиться на интенсивную работу в несколько лет, действительно, иметь ядро подвижников, которые ясно обязались бы серьезно помочь (в том числе и из Франции, Голландии). По чисто специфическим проблемам шашечной композиции нужно привлечь несколько гроссмейстеров шашечной композиции (извинте, по таким вопросам Вам пока не хватит квалификации). Нужно несколько рецензентов, которые НЕ УЧАСТВОВАЛИ бы в подготовке издания, а потом "свежим взглядом" оценили тексты. Для печатного издания, конечно, нужны и деньги (видимо, не все согласится "за спасибо" готовить и тексты).
Из меня, хотя бы в ближайшие несколько лет, серьезного помощника не будет и я не могу взять почти никакие обязательства. Но, если сообщите, что начата действительно серьезная работа и что это не так себе "пробы", то тексты об литовских шашечных композиторах, истории шашечной композиции в Литве, чемпионатах Литвы по осотавлению и решению и т.п. я "по Вашему сигналу" подготовлю в течении полгода от получении такого сигнала (конечно, бесплатно). Но не больше. И только, если у Вас будет реальные перспективы закончить работу.
Algimantas Kačiuška
RS - Сен 15, 2007 - 09:10 AM
Тема сообщения:
Спасибо, уважаемый Альгимантас!
Ваша помощь будет нужна, но в настоящее время проект движется очень медленно.
Безусловно, знаний не хватает. перечислю: биографии, библиографии, конкурсы (где, когда, кто, и пр. статистика), организации по ШК, периодика (годы выпуска шаш. ж./ годы выхода шашечного отдела газ./ж. с публикациями произведений, конкурсы прошедшие), история, терминология, фото, диаграммы, обложки книг. Ничего не забыл? Забыл - статьи планируются на англ, фр., литов, голланд. яз-х, к-ыми не владею. :(
___
Петр Александрович, спасибо за помощь! Как видите, результат виден.
А кто такой А.А.Рязанко?
__
Потихоньку включаю статьи готовые, не требующие диаграмм.
___
СОРТИР= ТУАЛЕТ
простореч. запирание всех сил другой стороны; победа путем запирания (блокировки) всех сил.
Еще из сер. 19 в. слышны указания на подобное значение : «Сделать заключение противника - значит кончить игру со славой. Заключение, или башня, носит на русском языке собственно другое название, но так как оно довольно неприлично, то и заменяется в образованнейшем классе приличнейшим. Воздушное заключение - есть то, в котором шашка заперта не в уголок и не на боковых линиях, а на середине, отчего окруженная с обеих сторон двумя задними квадратами, на которые не может ступить, она окажется как бы висячею на воздухе». Цитата из книги 1850 г. «Описание вернейших правил к изучению шашечной игры, составленное по лучшим источникам».
________
Владыко приходил в "филиал" играть в шашки. Эту игру он обожал. Радостно хлюпая губами, словно вкусные оладушки смакуя, хватал он с доски шашки "за фук", а если удавалось загнать противника в "сортир" и хватануть дамку, да если две пешки запереть в углу — он цапал за подол рубахи, за кальсонные ошкуры проходящих военных, пучками подтягивал их к себе, не в силах от восторга чувств вымолвить внятное слово, выкашливал мокро: "Ты погляди, погляди, блямба, сор... сор...тир ка-а-ако-ой кра...си-венький, ка-ако-ой сла-авненький!"
Астафьев В.П. Весёлый солдат. //ж. Новый Мир. 1998, №5

…если брать аналогию с любимыми сталинскими шашками, не давать загнать себя ни в “сортир”, ни в дамки.
Дмитрий Быков. Сын сапожника и сын художника. // ж. «Нева». 2005, №3
....
ТУАЛЕТ = СОРТИР
простореч. запирание всех сил другой стороны; победа путем запирания (блокировки) всех сил.
________
[играя в нарды]
Выбрасываю дубль. Четыре четверки, именно то, что требовалось для заточения шашек противника в их собственном доме, «в туалете», как говаривал в таких случаях мой батюшка. Стратегия злодейская. Победы она не гарантирует, но внутреннему садисту, что греха таить, приятно.
Макс Фрай. Энциклопедия мифов
________
Fenix - Сен 15, 2007 - 11:17 AM
Тема сообщения:
Вообще-то это интернет-ляп: он не РЯзанко, а РЕзанко... Насколько я помню - составлял с бОльшим удовольствием ЗАДАЧИ.

Думаю, что ДЛЯ ЗАТРАВКИ вам надо раздобыть (и списать из них информацию) книги:

- СПРАВОЧНИК ШАШИСТА, Баку-1990, составители С.Н.Горбачев, Н.Б.Лошаков,
- АЗБУКА ШАШЕК, Минск-2005, А.С.Ляховского, Н.В.Куриловича,
- ЗАОЧНЫЕ ШАШКИ В БЕЛАРУСИ, Минск-1999, Н.В.Курилович,
- ШАШИСТЫ БРЕСТЧИНЫ, Брест-2000, А.А.Волчек, А.Н.Лопата, В.В.Нагурный,

- книги ГОЛОСУЕВА,
- книгу СОМИНСКОГО,
- книги ВИТОШКИНА, ИСАЕВА, ПУСТЫННИКОВА, ЦЫРИКА, КОВРИЖКИНА,

- журналы ШАШКИ,
- БИБЛОГРАФИЧЕСКУЮ КНИГУ НУДЕЛЬМАНА,

- и это еще только начало... Laughing Laughing Laughing
RS - Сен 15, 2007 - 11:39 AM
Тема сообщения:
"Нельзя объять необъятное", Козьма Прутков.
"Давайте возьмемся за руки, друзья!"
Лю-ди!!СОС!! (Казодоев, Бриллиантовая рука)
___
НУЛЕВОЕ ИГРОВОЕ ПОЛЕ, «БЕЛАЯ ДЫРА»
Такое поле, на к- ое нельзя делать ход или совершать через него взятие.
Открытый конкурс решения композиций с Н.И.П. проводился Виталием Ворушило в газете «Спортивная панорама» (Беларусь) с 10.11.06 по 12.01.07.
I место - Александр Болибрух (г. Гродно) - 170 очков; II место Петр Шклудов (г. Новополоцк) -160; III место - Владимир Сапежинский (г. Рогачев) – 160; далее: З.Каминский (г. Ошмяны) –70; С.Курапатов (Санкт-Петербург) – 55; В.Кравчук (г. Барановичи) и В.Бондарик (Минский р-н) - 50; А. Свирко (Витебская обл.) -40 очк. У остальных участников 30 и менее очков.
_____
РАЗОМКНУТАЯ ПОЗИЦИЯ
такая, где противостоящие силы не соприкасаются и нет сил под боем. Обязательное техническое требование жанра доказать легальность, несоблюдение к-ого приводит к нерешаемости .
___
РЕВЕРСИ
термин.
жанр, целью к-ого яв-ся «поменять в начальной позиции цвет шашек и выполнить задание» (Кодекс РБ, 2004, 1.4.4.).
В шахматной композиции, в задачах, есть термин реверсивные темы – с изменением функции защитной угрозы и матующего хода (Зелепукин Н.П. Словарь шахматной композиции. – Киев, 1985, С.119).
edvardbuzinskij - Сен 15, 2007 - 12:12 PM
Тема сообщения:
СПРАВОЧНИК ШАШИСТА, Баку-1990, составители С.Н.Горбачев, Н.Б.Лошаков,
- АЗБУКА ШАШЕК, Минск-2005, А.С.Ляховского, Н.В.Куриловича,
A O CIO ETI KNIGI i dlia kogo(mozno korotko!)???
Fenix - Сен 15, 2007 - 04:55 PM
Тема сообщения:
edvardbuzinskij писал(а):
СПРАВОЧНИК ШАШИСТА, Баку-1990, составители С.Н.Горбачев, Н.Б.Лошаков,
- АЗБУКА ШАШЕК, Минск-2005, А.С.Ляховского, Н.В.Куриловича,
A O CIO ETI KNIGI i dlia kogo(mozno korotko!)???


Книга Ляховского/Куриловича - это учебник. Для словаря (энциклопедии?) подойдет глава 16 "Белорусские чемпионы" (много информации по чемпионам Чемпионатов РБ по композиции).

Книга Горбачева/Лошакова - это именно СПРАВОЧНИК. Страницы 46-64 посвящены композиции.
edvardbuzinskij - Сен 15, 2007 - 05:00 PM
Тема сообщения:
UCEBNIK -ZNACIT PO NEMU MOZNO zanimatsia.A kakoj uroven?
Fenix - Сен 15, 2007 - 05:21 PM
Тема сообщения:
edvardbuzinskij писал(а):
UCEBNIK -ZNACIT PO NEMU MOZNO zanimatsia.A kakoj uroven?


Мне трудно судить об уровне ЭТОГО учебника. Я смотрел именно учебную часть очень бегло. Остался без впечатлений...
RS - Сен 17, 2007 - 10:31 AM
Тема сообщения:
Одним из нерешенных вопросов - биографии. Планировались давать такую информацию, что бы была интересна как, допустим, журналисту, так самим композиторам. Помимо информации, есть вопрос, как правильно писать (полные) имена. Привожу примеры, надеюсь, никого ненароком не обидел.
АНДРЕЕВ Геннадий Михайлович, англ. Andreev Gennady, латв. Andrejews Gennadij
KAČIUŠKA Algimantas, англ. Kaciuska Algimantas, русск. Качюшка Альгимантас
Пример, увы единственный, того, какими хотелось видеть биографии.
НАЗАРОВ Александр Ильич, NAZAROV Alexander

игрок и этюдист в обратные шашки, мастер спорта России по поддавкам (1997). Доктор физ.-мат.наук, спец. 01.01.02 (дифференциальные уравнения), профессор (Санкт-Петербургский государственный университет).
Достижения в шашечной композиции.
13 чемпионат Москвы по шашечной композиции (1986) – 2 место;
14 чемпионат Москвы по шашечной композиции (1987) – 1 место;
15 чемпионат Москвы по шашечной композиции (1988) – 2 место;
16 чемпионат Москвы по шашечной композиции (1989) – 1 место;
1 конкурс клуба "Кипергань" (1990) – 1 место;
2 конкурс клуба "Кипергань" (1991) – 1 место;
Открытый чемпионат Витебской области 1997 года – 1 место.
Поддавки
Турниры по переписке
Двукратный победитель заочных чемпионатов мира (1995-97, 1998-2000);
Победитель III заочного первенства СССР (1981-82);
Семикратный победитель (1981-82, 1982-83, 1984-85, 1987, 1988-89, 1992-94, 1999-2001) и двукратный призер (1991-92, 1994-96) заочных открытых первенств РСФСР и России;
Шестикратный победитель Всесоюзных и международных заочных командных турниров в составе команды Ленинграда (Санкт-Петербурга) на 1 доске; личные результаты – пять первых и одно второе место;
Другие крупные турниры по переписке:
10 первых мест, 2 дележа 1-2 места, 4 вторых места, 2 дележа призовых мест;
Заочные турниры по 100-клеточным поддавкам:
3 первых места, 1 дележ 1-2 места, 1 второе место.
Ретроанализ
Победитель годового конкурса журнала "Редкие жанры +" за 1993 год;
Победитель годового конкурса журнала "Редкие жанры +" за 1994 год;
Победитель Первого открытого чемпионата России по решению ретрокомпозиций (1995).
1. О некоторых дополнениях и уточнениях к списку дореволюционной шашечной литературы // Шашечный мир (Москва). 1998. N5/6. С.51-52 (совм. с Нудельманом Д.)
2. Ред.: А.В. Мамонтов, И.Э. Оерс. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России – СССР в 1827-1991 гг. М.: 2001. 60с.
3. Вместо предисловия // А.В. Мамонтов, И.Э. Оерс. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России – СССР в 1827-1991 гг. М., 2001. С.3-4 (совм. с Нудельманом Д.)
Шахматная композиция
1. От Приднестровья до Приморья. Итоги конкурса составления 1994 года. Судейский отчет // Редкие жанры + (Москва). Вып. 66 (1995). С.28.
1а. Перепечатка (сокращ.): Шахм. композиция (Москва). 1995. N12. С.59-60.
2. От Лунинца до Иллинойса. Итоги конкурса составления 1995 года. Судейский отчет // Редкие жанры + (Москва). Вып.71 (1996). С.57 (совм. с И. Верещагиным).
3. XIII чемпионат России. Раздел ретроаналитических композиций. Судейский отчет // Шахм. композиция (Москва). 1997.18. С.59-63 (совм. с А. Брехуновым, И. Верещагиным).
4. А судьи кто? // Редкие жанры + (Москва). Вып.73 (1997). С.73.
5. Ред.: Альбом ФИДЕ на русском языке. 1983-1985. СПб.: Изд. "Макет". 1997. 418с. (совм. с В. Кацнельсоном, Б. Полонским).
6. Оригинальная трактовка // Шахм. композиция (Москва). N27 (1999). С.62-63.
7. Ред.: Альбом ФИДЕ на русском языке. 1986-1988. СПб.: Изд. Я. Россомахо. 2003. 416с. (совм. с В. Кацнельсоном, Я. Россомахо).
8. StrateGem 2004 Retros Award. Судейский отчет // StrateGem (U.S.). N33 (2006). С.49-50.
Шашечные поддавки: турниры, персоналии
1. Турнир чемпионов // Информационный вестник. Вып.1. М., 1989. С.6-9.
1а. Перепечатка: Интеллектуальные игры (Челябинск). Вып.2 (1991). С.49-50.
2. Обратные шашки в Ленинграде // Информационный вестник. Вып.1. М., 1989. С.34-35.
3. Предсказатели погоды не делают // Информационный вестник. Вып.3. М., 1991. С.9-12.
4. Главный турнир // Информационный вестник. Вып.3. М., 1991. С.15-25.
5. Сергей Болдин: "Поддавки - неотъемлемая часть моей жизни" (Наши интервью) // Информационный вестник. Вып.3. М., 1991. С.28-29.
6. Удивительные "близнецы" // Информационный вестник. Вып.3. М., 1991. С.60-62.
7. Поддавки живут // Шашечный вестник (СПб). N3 (ноябрь 1993). С.7.
8. От Всесоюзного первенства – к чемпионату мира // Мой журнал (Новополоцк). 1998. N1. С.5-6.
9. Мамонтов Александр Васильевич (1930-1999). Некролог // Шашечный листок (Новополоцк). 1999. N1.
10. Мамонтов Александр Васильевич (1930-1999). Некролог // Шашечный мир (Москва). 1999. N1. С.43.
11. Похвала маэстро // Мой журнал (Новополоцк). 2000. N2. С.7.
12. Недюжинный двенадцатый // Мой журнал (Новополоцк). 2000. N3-4. С.3-4.
13. Столбовые поддавки // Мой журнал (Новополоцк). 2002. N1. С.10-11.
14. Юбилей // Хроника шашек (Москва). 2003. N5. С.23.
15. Ремарки о Марке // Хроника шашек (Москва). 2003. N6. С.48-49.
16. Поздравляем Сергея Болдина! // Хроника шашек (Москва). 2003. N6. С.50.
17. Товию Пурку – 65! // Хроника шашек (Москва). 2003. N8. С.25.
18. Клубу "Кипергань" – 25! // Мой журнал (Новополоцк). 2003. N3. С.2-3.
19. [Поддавки] // Горизонты шашек (Винница). 2003. N10. С.32-33.
20. Поддавки // Теория и практика шашечной игры: Сб. статей. Вып.2. СПб, 2004. С.94-98.
Ист. (фото и информация):
http://gamma.niimm.spb.su/user/mathphys ... cv_an.html
RS - Сен 18, 2007 - 06:48 AM
Тема сообщения:
Наверное, предпоследняя_партия статей. Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. Или наоборот._
ЗАДАЧИСТ
автор. (Гарри Далидович).
задачный композитор.
Неологизм сформирован по модели ‘название жанра’ + …ист суф. одуш. ‘деятель’, ср. проблемист ‘композитор проблем’ : этюдист ‘композитор этюдов’

МИНИ
жарг. миниатюра (преимущество о проблемах)
MORESTRIKE
в чекерсе: удар, снимающий наибольшее число шашек. см. kingstrike
NACIONALINIS DIDMEISTRIS
литов. высшее спортивное звание в ШК, национальный гроссмейстер. В настоящее время наивысшее звание получили: V.Bieliauskas, J.Leišys, B.Morkus, V.Sabonis, V.Studencov, G.Šilo, S.Žilevičius

ОКОЛЬНИК
1. устар. , совр. косяк
диагональ а5-d8-h4-e1 (Лисенко, 1926, С. 14). Окольник опоясывает «фигуру сомкнутого косяка», т.е. b4 –e7- g5-d2 (откуда название дебюта косяк, см. Лисенко, 1926, С. 93). У Владимира Даля окольница пск. твр. оконница, оконная рама (см. ст. ОКОЛО). Окольник и косяк представляли собой единый образ.
2. ‘косяк’ (т.е. а5-d8-h4-e1), зафиксировано: Медков, 1927, С.27.
ПРОСТАЯ ШАШКА (устар.), ПРОСТАЯ
первоначально – противоположность дамке.
«…шашка, пока она не достигла последнего ряда [...] доски, называется «простой шашкой ». […] простая шашка, достигнувшая последнего ряда доски, называется «дамкой» (доведью)». Лисенко, 1926, С.11 и далее
СОСТАВИТЕЛЬ
разг. автор произведений
СТОЛБНЯК С САМООБЛОЖЕНИЕМ
автор. (Борис Блиндер, 1937, С. 36)
положение, когда черной дамке мешает выбраться на простор своя же простая, напр. в позиции Б. д. а5, g1; ч. д. e1, пр. f2
СТРАНИЦЫ БОРИСА ФЕЛЬДМАНА
интернет-ресурс http://www.bf2001.narod.ru/ . Представляет собой электронную версию рубрики в газете ЧеTVерг (Омск), к-ую вел Борис Фельдман. Проводились конкурсы решений.
Весь список статей http://bf2001.narod.ru/chetverg/chetv000.htm
УЧЕНИК
ж., где 5 марта 1911 г. появился шашечный отдел под редакцией В.В. Локотьянова.
Этюды И.А. Карякина (с. Куриловка), А.К. Мишина (Сергиев-Посад), А.В. Харьянова, А.Г. Савельева и В.В. Иванова (С.-Пб.).
[диаграммы не поместил RS]
Рецензия и источник: А.Г. Зенченков, Шашечные досуги, 1911, выпуск 4-5, С. 49-51
ХАМЕЛЕОН
1. комбинационный механизм [диаграммы не поместил RS]
2. редк. «замечательный, но редко встречающийся вид эндшпиля, в к-ом белые могут выиграть не только при нормальном направлении движения своих сил (снизу вверх), но и если напрвить их движение в обратную сторону (сверху вниз)» (Мозер, С.11). Там же, на диагр.20, 585, 856 приведены примеры [диаграммы не поместил RS]
[/i]
RS - Сен 19, 2007 - 05:54 PM
Тема сообщения:
для множества статей (статистика конкурсов решений и составлений, их организаторы (лица физ. и юрид.), история ШК, журналы с ШК и отделы шашечные в газетах-журналах, их конкурсы решений/составления, победители и пр.) нет ничего, кроме заголовка (Шашечный Мир, FMJD 88 и т.д.). временная остановка. Благодарю всех, кто верит в мои планы и оказал информационную поддержку. Спасибо большое Вам! ___
ШАХМАТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Ежемес. журн., посвящ. игре в шахматы и шашки. / Ред.-изд. Д. И. Саргин и П. П. Бобров. — М., 1891, 1892 - 1893, 1901 – 1904, 1909 - 1910. №№ 1— 95.; 1891 — назв. “Шашечница”. Прил.: “Моск. шахм. альманах” (1894), “Шахм. вечера” (1901), “Чёрный король” (1903). В шашечн. разделе: теорет. и обзорн. статьи, информация, хроника. 130 партий, 196 этюдов, 555 задач. 1892.
Давид Нудельман, Библиография….
ШАХМАТНЫЙ ВЕСТНИК, издаваемый С.-Петербургским о-вом любителей шахм. игры
Ежемес. журн. /Под ред. М. И. Чигорина.— СПб., 1885—1887. Имелся шашечный раздел: 2 партии, 40 этюдов, 21 задача. 1886.
Давид Нудельман, Библиография….
ШАХМАТНЫЙ ЖУРНАЛ
1.Ежемес. изд. / Ред.-изд. А. Гельвиг.— М.: 1882, 1 - 4 (3-4 сдв.). Имелся шашечный раздел: 6 партий, 2 этюда, 7 задач. 1883.
Давид Нудельман, Библиография….
2. Ежемес. изд. / Ред.-изд. А. К. Макаров.— СПб., 1891—1899, 1900—1903. В 1895—1897 гг. имелся шашечн. раздел. / Ред. В. И. Шошин. Обзорн. статьи, информация и хроника. 79 партий, 21 этюд, 69 задач.
Давид Нудельман, Библиография….
ШАХМАТНЫЙ ЛИСТОК
Ежемес. журн., посвящ. шахм. игре и ее лит. / Изд. и ред. М. И. Чигорин.— СПб., 1876—1881. Имелся отд. шашечн. игры: 15 партий, 12 этюдов, 114 задач. 1877.
Давид Нудельман, Библиография….
ШАШЕЧНАЯ ДОСКА, ШАШЕЧНИЦА (редк.), англ. Draughts Board, checkerboard, draughtboard (американ.), dambord (голланд.)
[...]
В сказочной композиции используется трансформированная шашечная доска, напр. с нулевым игровым полем.
ШАШЕЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, скр. ШК
область творчества, связанная с правилами игры в шашки (включая нек-ые правила соревнований по шашечной игре).
По степени соотнесенности к правилам шашечной игры ШК может делиться натрое: ортодоксальная шашечная композиция, неортодоксальная шашечная композиция, *сказочная шашечная композиция.
ортодоксальная шашечная композиция - полное соответствие цели, правилам и материалу шашечной игры (проблемы, этюды).
неортодоксальная шашечная композиция - полное соответствие правилам, материалу шашечной игры, с изменением цели (задача, дамография).
сказочная шашечная композиция – отступление от соответствия цели и/или правилам и/или материалу шашечной игры («не проиграть и не выиграть», «заменить плохой ход» и др.).
Проведение соревнований по ШК можно назвать *спортивная шашечная композиция (скр. *спортивная ШК), определяя ее как 'вид спорта по шашечной композиции'.
[...]
ШАШЕЧНИЦА
1. редк. = ШАШЕЧНАЯ ДОСКА
2. название журнала ШАХМАТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ в 1891
Давид Нудельман, Библиография….
ШАШЕЧНЫЕ ДОСУГИ
журнал. Ш.Д. издавались по мере накопления материала / Ред.-изд. А. Г. Зенченков.— Ревель (Таллин), 1911.— Вып. 1—4/5. Печатались статьи проблемного и историч. характера, хроникальные заметки, рассказы, партии II Всероссийского турнира по переписке. Помещены 59 партий, 15 этюдов, 4 задачи.
О нем: Мамонтов А. Первенец шашечной периодики в Прибалтике (“Шашки”.— 1970, №6, с. 13).
Давид Нудельман, Библиография….
______
В выпуске 2-3, С.22-23, читаем:
Объявляем конкурс шашечных задач из игры в крепкие. Задание: ,,белые, начиная, выигрывают". Условия конкурса:
1) Каждый, принимающий участие в конкурсе, присылает в редакцию посылку из 2 задач.
2) При каждой задаче должно находиться полное, со всеми неочевидными вариантами решение, написанное по способу, принятому в Poссии.
3) Над каждой задачей посылки должен быть поставлен один и тотже избранный автором девиз, которым следует также снабдить запечатанный конверт, хранящий в ceбе имя, фамилию и полный адрес автора. И задачи и этот конверт присылаются нам в общем пакете. Если в пакете следует ещe и частное письмо, то и его не надо подписывать, чтобы таким образом сохранилась полная тайна имени автора.
4) Последний срок сдачи посылок на почту 1-ое сентября 1911 г по старому стилю.
5) Не принимаются на конкурс: а) задачи, уже бывшие в печати, b) присланные без девиза и с) вообще с нарушением правил конкурса.
6) Исключены будут из конкурса: а) задачи, имеющие болee одного способа решения, b) глубина замысла которых стоит ниже уровня современных шашечных знаний и с) те которые окажутся нерешающимися вовсе.
7) Все принятые на конкурс задачи будут напечатаны единовременно в ближайшем по времени выпуске „Шашечных Досугов".
Cool Результат конкурса будет объявлен через 2 месяца по напечатании задач.
9) Призы: первый — а 15 руб., второй —10 руб., третий —5 руб., четвертый и пятый — по готовому комплекту „Ш. Д." на 1912 год. Кромe призов два почетных отзыва.
10) Главным судьей конкурса будет Василий Иванович Шошин (СПБ., Караванная, 26).
Рустам Шаяхметов
ШАШЕЧНЫЙ ВЕСТНИК
ШАШЕЧНЫЙ ВЕСТНИК СЛШИ
ШАШЕЧНЫЙ ЛИСТОК

Ежемес. журн., посвящ. игре в русские шашки / Изд. В. И. Шошин; Ред. А. И. Шошин.— СПб., 1903, №№ 1—12. Широко освещалась хроника шашечн. жизни России, печатались обзоры дебютов, партии. Журн. организовал ряд турниров по переписке. Публиковалось исследование Д. И. Саргина “О происхождении шашечной игры”. Помещено 48 партий с примеч., 73 этюда, 96 задач.
Давид Нудельман, Библиография….
ШАШЕЧНЫЙ МИР
ШАШКА , англ. , фр., голанд., литов.
игровая фишка.
венгер. kövek, голланд. damschijven, греч. πούλια ντάμας πληθ, датск. dambrik, исланд. dammskífur, dammar, латыш. dambretes kauliņi, литов. šaškės, немец. die Damesteine, норвеж. dambrikker, польск. pionki, португаль. damas, словак. hracie kamene, словен. figure pri dami, турец. dama taşları , франц. dames, чеш. herní kameny, эстон. kabenupud
[Нуждается в проверке. RS.
Значение ‘камень’ (немец. die Damesteine, чеш. herní kameny, словак. hracie kamene и пр.) – из нард, другие - из шахматной игры, названия фигуры "дама" ( франц. dames, португаль. damas, турец. dama taşları), "пешка" (польск. pionki). См. фр. dame 'Королева', pion 'пешка'].
ШАШКИ
1. игра.
англ. , венгер. dámajáték датск. dam, фр. jeu de dames, голанд. damspel, греч. ντάμα , исланд. dammborð , испан. damas, итал. dama литов. šaškės, латвий. dambrete, немец. das Damespielbrett, норвеж. damspill , польск. warcaby, португал. damas чеш. и словак. dáma, словен. dama igra, турец. dama oyunu, финск. tammipeli, швед. dam, эстон. kabe
Системы игр, где есть произведения ШК.: английские, армянские, бразильские, 80-клеточные, двойные, итальянские, обратные, польские, русские, столбовые, стоклеточные, турецкие, фризские
[...]
2. мн.ч. , ед ч. шашка
3. историч.
общее название игры с шашечными фигурами (в обоих значениях выражения).
RS - Сен 19, 2007 - 07:10 PM
Тема сообщения:
3. историч.
общее название игры с шашечными фигурами (в обоих значениях выражения).
Словосочетание игра/ играть в шашки представляет собой неразрывное типологическое обозначение ‘игровые фишки; игра в них’, ср. карты, бирюльки, свинки, бабки, кегли ), мн. ч. в обозначении ‘игра’ выполняет особую функцию собирательности (нарды , шахматы ‘собир. шахматные фигуры’ (Владимир Даль, т.IV, C. 624)), финаль -ки выделяется в другой группе игр, образованных от глаголов движения (преимущественно): прятки, жмурки, горелки.
Неразличие шашек и шахмат на примерах из литературы.
У Историографа Н. М. Карамзина Иван Грозный в день смерти играл в шашки (т.е. шахматы):
… 17 марта ему стало лучше от теплой ванны, так что велел послу литовскому немедленно ехать из Можайска в столицу и на другой день... сказал Вельскому: «Объяви казнь лжецам астрологам: ныне, по их басням, мне должно умереть, а я чувствую себя гораздо бодрее.- Но день еще не миновал»- ответствовали ему астрологи. Для больного снова изготовили ванну: он пробыл в ней около трех часов, лег на кровать, встал, спросил шахматную доску и, сидя в халате, на постеле, сам расставил шашки; хотел играть с Вельским... вдруг упал и закрыл глаза навеки, между тем как врачи терли его крепительными жидкостями, а митрополит - исполняя, вероятно, давно известную волю Иоаннову - читал молитвы пострижения над издыхающим, названным в монашестве Ионою....
Гаврила Державин, ода «На счастие…» : ….Бывало, под чужим нарядом// С красоткой чернобровой рядом// Иль с беленькой, сидя со мной, // Ты в шашки, то в картеж играешь; // Прекрасною твоей рукой// Туза червонного вскрываешь, // Сердечный твой тем кажешь взгляд; // Я к крале короля бросаю, // И ферзь к ладье я придвигаю, // Даю марьяж иль шах и мат.
Подобное употребление стало значительно снижаться к 30-ым годам 19в. (хотя у Владимира Даля, в Словаре… – неоднократно). К этому времени, благодаря многолетней деятельности влиятельных шахматных кругов северной столицы, в литературных и политических кругах повысился престиж и уровень шахматной игры, перенимались западноевропейские знания, включая терминологию.
А.С. Пушкин играл в шахматы (Коган М. С. , 1929, 1933, Линдер И.М. 1999, 2003), знал термины. «И Ленский пешкою ладью //Берет в рассеянье свою», в черновике: Они над шахматной доской //[…] //И часто пешкою ладью//Берут в рассеяньи [свою] (ЕО, IV, строфа XXVI).
А. Д. Петров был знаком с Поэтом, подписав ему свою книгу «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок», 1824 : «Милостивому Государю, Александру Сергеевичу Пушкину, в знак истинного уважения от издателя». В книге А.Д.Петров предложил фигуру царь именовать король , что подхвачено А.С. Пушкиным крайне скоро: «в конце 1826 года я часто видался с одним дерптским студентом [...]. Однажды, играя со мною в шахматы и дав конем мат моему королю и королеве [...]» ("Холера"). В «Сказку о золотом петушке» не вошли такие строчки: Вот на шахматную доску// Рать солдатиков из воску// Он расставил в стройный ряд. // Грозно куколки сидят// Подбоченясь на лошадках// В коленкоровых перчатках, // В оперенных шишачках, // С палашами на плечах. играть в шашки с финалью –ки (прятки, догонялки, городки).
У А.С. Пушкина в библиотеке был «Analyse du jeu des échecs par A. D. Philidor» (Paris, 1820), номера журнала «Le Palamède. Revue mensuelle des échecs, par M. M. De la Bourdonnais et Méry», Paris, 1836, t. I, №№ 1, 2, 3 (Модзалевский Б. Л. , 1910).
Вопрос – различал ли шашки и шахматы А.С. Пушкин?
2 ноября 1829 он записывает: Когда за шашками сижу я в уголке («Зима. Что делать нам в деревне»).
3 июня 1834 А.С. Пушкин в письме своей Натали: …У меня отгадай кто теперь остановился? Сергей Ник., который приехал - было в Ц. С. к брату, но с ним побранился и принужден был бежать со всем багажем. Я очень ему рад. Шашки возобновились.
Сергей Ник. это Сергей Николаевич Гончаров (1815-1865) - младший брат жены А.С. Пушкина. Ц. С. = Царское Село.
В обоих примерах шашки не имеют значение шахмат. Это утверждение базируется на самом раннем упоминание шашек – «Арап Петра Великого», VIII, 16: … Государь был в другой комнате... Там сидели большею частию иностранцы, важно покуривая свои глиняные трубки и опорожнивая глиняные кружки. На столах расставлены были бутылки пива и вина, кожаные мешки с табаком, стаканы с пуншем и шахматные доски. За одним из сих столов Петр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером. Они усердно салютовали друг другу залпами табачного дыма...
Неужели Петр I играл в английские шашки? Вряд – ли такую картину А.С. Пушкин рисовал, поскольку он ее перерисовал. Открыв альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей отечественного на 1825 год», (Спб., 1825), главу «О первых балах в России», С. 102—103, читаем: «Ассамблеи устроены были следующим образом. В одной комнате танцевали, в другой находились шахматы и шашки, в третьей трубки с деревянными спичками для закуривания, табак, рассыпанный на столах, и бутылки с винами». (Левкович Я. Л., 1970; Якубович Д. П., 1979). В конце того же 1825-ого впервые встречается упоминание А.С. Пушкин-шахматиста (играл с А. Н. Вульфом, а в 1829 г. - с его дядей, Павлом Ив. Вульфом) (Коган М. С., 1933). В то же время пишется знаменитая сцена шахматной игры Ленского с Ольгой.
Рустам Шаяхметов.
Литература.
Коган М. С. Шахматы в жизни русских писателей. Пушкин, Тургенев, Толстой, Чернышевский. – Л.-M. 1933.
Коган М. С. А. С. Пушкин и шахматы// Литературный Художественный Сборник Красной Панорамы. 1929, июль, С. 61–64
Левкович Я. Л. "Арап Петра Великого" А. С. Пушкина и "Андрей Безыменный" А. О. Корниловича // Временник Пушкинской комиссии, 1967—1968 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1970. — С. 89—92. Электронная публикация ФЭБ http://next.feb-web.ru/feb/pushkin/seri ... 0-089-.htm
Линдер И.М. Благодарю, душа моя. Пушкин, любовь и шахматы. –М., 1999, 2003
Модзалевский Б. Л. Библиотека Пушкина. – С.-Пб. 1910, С. 77, 309, 368
Пушкин А. С. "Царь увидел пред собою..." // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. —Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 3. Стихотворения, 1827—1836. — 1977. — С. 251. http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/pus ... 03-251.htm
Якубович Д. П. "Арап Петра Великого" / Публ. и предисл. Л. С. Сидякова // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр.отд-ние, 1979.—Т.9.—С.261—293. http://next.feb-web.ru/feb/pushkin/seri ... 9-2612.htm
___
Правила для шашечной игры сочиненные Франклином, и переведенные с французского языка. Отпечатано в Санкт Петербурге, 1791 г.
Первая книга посвященная “шашечным” играм. “Шашечными“ назывались все игры с фигурами, или, как тогда говорили, “шашками”. Безусловно, переводчик работы Беньямина Франклина, вышедшей в США под названием “Moral’s of chess”- Нравственность игры в шахматы, по словам И.Линдера (известного современного историка), допустил волность в переводе. В работе Франклина не было ни слова о правилах игры. Речь шла о нравственности и этике игроков.
Можно понять переводчика, с которым легко согласиться, что нравственность игры и этика поведения одинакова для любых шашечных игр.
Известный шашечный мастер П.А.Слезкин в своей первой книге (Основы шашечной игры: Практическое пособие для самостоятельного изучения.—Л.;М.;ФиТ, 1932.—175 с.—3000 экз.) отнес брошюру Франклина на русском языке к первой книге на шашечную тему. Позднее, во втором своем издании той же книги П.А.Слезкин уже не повторил свое заключение ибо кто-то ему разяснил что приоритет должен быть дан отечественной книге и, потому до сего времени печать СССР называла первой русской книгой по шашкам книгу А.Д. Петрова.
Давид Нудельман, Библиография….
___
Этимология.
Основа – др.-рус. шахы ‘шахматы; шашки’ (Фасмер, т.IV, С.415,416), откуда, с распадом вост.-слав. общности, белорус. шахы ‘шахматы’, ; украин. шахи– тоже; при этом лексема шашки собственно русск. Сомнительно, что др.-рус. шахы имело значение ‘шашки’, поскольку восходит к общеевропейскому названию шахмат из персид. shah ‘шах’ (итал. scacchi; фин. shakki, šakki; чеш. šachová hra, šach и т.д.).
Первое упоминаниешахы – сборник «Пчела», XII в.
Златоустъ. Рьци ми, кто васъ, домовь шедъ, книгы взялъ крестьяньскыя въ руку и чтение челъ, и испыталъ писание? Никто же можеть того изрещи. Но тавлѣи и шахы въ многых васъ обрѣтаеми суть, а книгъ ни въ кого же развѣ и въ малыхъ, но и ти таци же, якоже и не имѣюще: съгнувъше бо я и кладуть въ лари.
Словоупотребление играл в шахы в старобелорус. «О Трыщане и Ижоте» (ок. 1580), переложении европейской «Легенды о Тристане и Изольде»:
Трыщан почал рости и лепъшати и в малых днех, иж ся ему дивовати почали, играл в шахы и в варцабы [шашки].
Возможно, происходило выравнивание словоупотребления играть в шахы > играть в шашки с финалью –ки (прятки, догонялки, городки). Аналогичный процесс сближения (нач.19 в.) произошел с кавказским оружием шашка (ср. многозначность рубить шашкой , также Удары шашек их жестоких у А.С. Пушкина («Кавказский пленник», I,10), дав примечание Шашка, черкесская сабля. Ср. ниже строчки Кубанский лук, кинжал, аркан//И шашка, имеющие параллели с поэмой «Тазит» : Колчан и лук, кинжал грузинский//И шашки крестовую сталь, дважды вместе кинжал и шашка , «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» ).
Пример словоупотребления из современного романа «Господин Великий Новгород» Дмитрия Михайловича Балашова: «Достали шахматы, неспешно передвигали шашки <Шашки - так называли шахматные фигуры>, подлавливая один другого» (глава 11).
Аналогичный процесс сближения (нач.19 в.) произошел с кавказским оружием шашка (ср. многозначность рубить шашкой , также Удары шашек их жестоких у А.С. Пушкина («Кавказский пленник», I,10), дав примечание Шашка, черкесская сабля. Ср. ниже строчки Кубанский лук, кинжал, аркан//И шашка, имеющие параллели с поэмой «Тазит» : Колчан и лук, кинжал грузинский//И шашки крестовую сталь, дважды вместе кинжал и шашка, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» ).
RS - Сен 19, 2007 - 07:13 PM
Тема сообщения:
Пример словоупотребления шашки 'шахматы' из современного романа «Господин Великий Новгород» Дмитрия Михайловича Балашова: «Достали шахматы, неспешно передвигали шашки [Шашки - так называли шахматные фигуры], подлавливая один другого» (глава 11).
Возможно, что разбираемое расширение значения произошло из-за технологии изготовления деревянных шахматных фигур. Полагаем, что первоначально шашка – деревянный полуфабрикат в виде диска, шайбы, из него вырезали фигуры. Подобная форма заготовки была весьма удобной, универсальной, поэтому из шашек стали резать иные вещи.
шашка ‘чурбак [заготовка для резных шахмат]’ > ‘всякий мелкий отрубочек, отрезочек’ >
> ‘кубик; кость игральная, с очками’;
> * шашки
> ‘козна, козанок, бабка игральная, костыга, шляк, лодыга, баска, надкопытная говяжья кость’;
> ‘низенькая ножка’ ;
> ‘деревянный брусочек, поплавок на сеть и снасть’ .
Таким образом, эволюции семантики лексемы шашка
представляла собой эволюцию использования ее денотата.
Рустам Шаяхметов
"ШАШКИ"
название нескольких журналов.
1. 1897 по 1901. Издатель - Бодянский Павел Николаевич.
Ежемес. журн., посвящ. изложению и анализу шашечной игры. / Ред.-изд. П. Н. Бодянский. — Киев, 1897—1901., №№ 1—54. Первый специальный шашечный журнал России. Регулярно печатались партии различных соревнований, теорет. исследования, библиографич. “портреты” видных шашистов, обзоры, обширные хроникальные материалы. Опубликованы 103 партии с примеч., 468 этюдов, 80 задач.
О нем: Пименов В. С. Павел Николаевич Бодянский. / В сб.: “Русские шашисты”. — М., 1987, с. 49—50.
Давид Нудельман, Библиография….
2.
3. общероссийское издание Журнал Россия, СНГ. Обзор шашечных соревнований, теория, композиция, задачи, решения, концовка, другая информация и реклама.
Время в формате GMT + 3
PNphpBB2 © 2003-2007