Google
 

Сайт Андрея Иванова

Андрей Иванов - все секреты шашек и шашистов

Login





 


 Забыли пароль?
 или новый пользователь? Зарегистрируйся!

Кто с нами

Пользователей:  На сайте
Пользователей:  Пользователей: 0
Гостей:  Гостей: 3
Всего:  Всего: 3
Пользователей:  Зарегистрированные
No members connected


Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
Автор Сообщение
berg
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Июль 29, 2013 - 01:35 PM



Зарегистрирован: Сен 21, 2005
Сообщений: 353
Откуда : Минск
Петя Матус доигрался до счёта 6:0. Пусть побалуется – решит мою для него задачу, где надо запереть простую чёрных. В ней одни «проклятые» шестёрки – в финале то две шестёрки, то три.
Будь здоров, Петя, творчески «гори». Доиграйся до счёта 10:0.

Боря Иванов.



60.PNG
 Описание:
 Размер:  9.88 KB
 Просмотрено:  6583 Раз(а)

60.PNG


 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
ALGIMANTAS
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Июль 24, 2013 - 12:07 PM



Зарегистрирован: Авг 27, 2002
Сообщений: 5766

Петр Павлович МАТУС - очень известный ученый, яркая личность и очень приятный, общительный человек.
Здоровья, счастья, всего наилучшего ему и его родним!
Algimantas
P.s.Обычно я не поздаравляю на форумах, но у меня сейчас "под рукой" нет его эл.адреса.
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
SB
Тема сообщения: ЮБИЛЕЙ ПЕТРА МАТУСА  СообщениеОтправлено: Июль 24, 2013 - 06:48 AM



Зарегистрирован: Дек 18, 2007
Сообщений: 2528


К ЮБИЛЕЮ

ПЕТРА ПАВЛОВИЧА МАТУСА



Сегодня одному из ярчайших шашечных проблемистов – Петру Павловичу МАТУСУ – исполняется 60 лет. От души поздравляю своего коллегу по композиторскому цеху с этим юбилеем и в качестве подарка предлагаю эссе, опубликованное мной на сайте «МиФ» 23.07.2008 г.

Семен Беренштейн
«В недавно вышедшей книге Е.В.Зубова и В.П.Матуса «Гранды России по шашечной композиции. Часть 1. В.П.Матус» представлены также и лучшие задачи Петра Матуса. Все шесть задач, безусловно, высшего пилотажа. Я помню, как появление каждой из них становилось событием в задачной композиции. Но неумолимое время превратило ту непосредственно живую реакцию в обобщенное осознание их как закономерного процесса развития жанра. Но одна из них своим мощным эмоциональным зарядом прорвала все временные пласты и вновь зазвучала с той же силой, как и много лет назад, снова вернув то непередаваемое чувство гармонии и вечности, которое способны вызвать лишь самые совершенные, и может быть, самые сокровенные произведения творческого духа. Вот уже три месяца я слушаю только одну музыку – прелюдии и фуги хорошо темперированного клавира Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Глена Гульда. Так вот первая прелюдия первой его части – это и есть самая точная аналогия того чувства, которое вызывает во мне шедевр Петра Матуса. Вот (хотел сказать – эта музыка, что было бы точнее) этот шедевр:
Петр МАТУС

III Чемпионат Беларуси, 1982 г.



Запереть простую

Что скрывается за этой удивительной легкостью и гармонией формы? Конечно, мне, как специалисту, нетрудно буквально с первого взгляда угадать контуры знаменитого механизма запирания простой на весу на поле 9, открытого гениальным Анатолием АНИСИМОВИЧЕМ – победителем III Чемпионата СССР (1975 г.). Вот одна из его задач с этим механизмом:
Анатолий АНИСИМОВИЧ

XV Всесоюзный конкурс, 1975 г.

I место



Запереть простую

16, (3 A), 39, 22!, 11, 13!!! (Вот этот гениальный механизм!) 8!, 18! [9!!!];

A (8), 2, 24-30!, 21, 10, 19-13, 7, 21-32, 7-11, 7, 7-18, 11, 37, 16, 21, 18-31 [26].

Тогда это был шок! Немыслимое запирание на самом верхнем «навесном» поле!
В задаче П.Матуса этот механизм, конечно же, воспринимался уже как данность, и для специалистов теперь был важен вопрос – не «что?», а «как?» Как по-новому «прочел» этот механизм автор этой задачи? Что увидел в нем такого, чего не разглядел сам его создатель? А увидел он поистине невероятное. Но перейдем к решению.

39!, (3)

У белых два темпа, благодаря которым они успевают построить искомый финальный механизм:

15-20, 10-14

Вот теперь для включения финального механизм все готово:

13!, 8, 18 [9].

Это все, так саказать, дежавю. Но какую альтернативно-трансформативную интерпретацию этого механизма приготовил ее автор, вот в чем вопрос! Безусловно, это какое-то бортовое поле, но какое? 45? или 25? или 36? Черная простая 1 в начальной позиции позволяет предположить любую из этих альтернатив. А больше? НЕТ! Так как больше просто ничего не может быть! Но это, так сказать, чистая дедукция. Но, слава богу, творчество великих мастеров строится совсем на других основаниях, которые никакой логике не подвластны, ибо подлинное творчество это есть свобода и стихия – непредсказуемая и непостижимая!

Итак, второй вариант – т.е. альтернативно-игровая интерпретация главного!

A (8)

И снова у белых два темпа. И вот какие два совершенно загадочных хода реализуют их:

28, 22.

Ясно, что это прелюдия, но к чему? Очевидно, что если у белых и есть какие-то шансы с запиранием, то связаны они могут лишь с перебросом черной простой на правый борт с последующим, скорее всего, переводом на 25, что мало вероятно, или на 45, что более вероятно.

Но «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет»!

18!

Сопровождаю этот дедуктивно очевидный ход восклицательным знаком, потому что здесь эффектное большинство. И все же куда более точным было бы поставить здесь три вопросительных знака. Да, черная простая переведена, но дальше то что? Ведь у черных две дамки, не говоря уже о еще двух простых. А финал-то когда? И главное где? Да в пору поставить и самый сакраментальный вопрос: а есть ли он вообще? Может, это только мираж? Так как никак не просматривается он. Вернее, даже не видно контуров его финального механизма. Но это опять-таки, с точки зрения дедуктивной логики.
А вот что такое взрывающее все каноны этой самой логики живое, подлинное, непредсказуемое творчество!

10!!!

Вот он гром среди ясного неба! Вот она ослепительная молния ярчайшей творческой мысли!

(22/31/36)

Да, теперь уже все ясно! И имя этой поразительной ясности – Красота!

22!, 14!

Два последних хода – как два заключительных аккорда вдохновенной симфонии творческого духа!

И вот он финал!

[5!!!]

Такого я не только не мог предположить в самом начале, но даже, когда финал уже стоял у меня перед глазами, я не мог в это поверить. Как это могло случиться? И главное даже не это. Как это могло быть задумано? Вот он основной вопрос подлинно великого творчества. Ответа нет – в смыле готовых рецептов. И ответ есть – сама плоть и кровь этого невероятного шедевра!»

Примечание:

Фото сканировано мной (С.Беренштейн) из книги:

Е.В.Зубов, В.П.Матус
«ГРАНДЫ РОССИИ ПО ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ Часть 1. В.П.Матус»
МОСКВА, ГРАФПРЕСС, 2008

Ссылка
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
Показать:     
Перейти к:  
Время в формате GMT + 3
Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
PNphpBB2 © 2003-2007 
 
Page created in 0.80960702896118 seconds.