Google
 

Сайт Андрея Иванова

Андрей Иванов - все секреты шашек и шашистов

Login





 


 Забыли пароль?
 или новый пользователь? Зарегистрируйся!

Кто с нами

Пользователей:  На сайте
Пользователей:  Пользователей: 1
Гостей:  Гостей: 3
Всего:  Всего: 4
Пользователей:  Зарегистрированные
подключено  Liahovsky  


Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
Автор Сообщение
SB
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Апр 21, 2014 - 03:16 PM



Зарегистрирован: Дек 18, 2007
Сообщений: 2528

SB писал(а):
Предлагаю отзыв на статью ВЛАСТЕЛИН ГАРМОНИИ, присланный мне сегодня
моим другом, проживающим в Германии, Александром Гольденбергом.

Семен Беренштейн


Привет!

Наконец я нашёл время и прочитал-прослушал-проникся твоей
замечательной статьёй-эссе-поэмой. Очень трудно назвать твоё
произведение одним словом. Это не смешение жанров, это ЖАНР.
В одном тексте соединить логический анализ, исторические экскурсы
и эмоциональные всплески - это что-то!!!

Замечательная подборка музыки. Я не перескакивал, как обычно,
когда натыкаюсь на знакомые произведения, а с наслаждением
слушал и где-то даже медитировал, а в ушах параллельно
звучали твои поэтические слова-образы.

В мою бытность преподавателя в консерватории (где-то в году 1983
или 1984) я подготовил и прочитал-проиграл большую лекцию-концерт
на тему "Музыкальность шахматной композиции". Говорили, что было
очень интересно, а профессор Кон настоятельно советовал эту тему
даже диссертировать. Если бы я тогда прочитал эту статью-поэму,
я бы даже рта не раскрыл, настолько убог был мой лексикон по
сравнению с твоим!!!

Критических замечаний не жди, от начала до конца всё очень
цельно, логично, эмоционально и убедительно. Хотел бы придраться,
да не к чему. Здорово!!

Остальные восторги при встрече.

Саша


PS:

Предлагаю также ролик с YOUTUB'а с записью в синагоге
города Галле (Германия) концертной программы "Еврейские песни"
кантора Юрия Земского и пианиста Александра Гольденберга.


Ссылка


Предлагаю еще один видео-ролик с выступлением Александра Гольденберга.
Здесь он аккомпанирует юному скрипачу Акиму Камаре.


Ссылка


Добавлю, что это выступление состоялось 20 января 2013 г. в г.Галле (Германия)
в рамках концерта, посвященного памяти легендарного парламентера Владимира Галла,
о подвиге которого в 1968 г. в ГДР был снят художественный фильм
"Мне было девятнадцать", который можно посмотреть здесь.
В фильме советского офицера Владимира Галла играет Василий Ливанов.
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
SB
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Апр 17, 2014 - 11:59 AM



Зарегистрирован: Дек 18, 2007
Сообщений: 2528

Предлагаю отзыв на статью ВЛАСТЕЛИН ГАРМОНИИ, присланный мне сегодня
моим другом, проживающим в Германии, Александром Гольденбергом.

Семен Беренштейн


Привет!

Наконец я нашёл время и прочитал-прослушал-проникся твоей
замечательной статьёй-эссе-поэмой. Очень трудно назвать твоё
произведение одним словом. Это не смешение жанров, это ЖАНР.
В одном тексте соединить логический анализ, исторические экскурсы
и эмоциональные всплески - это что-то!!!

Замечательная подборка музыки. Я не перескакивал, как обычно,
когда натыкаюсь на знакомые произведения, а с наслаждением
слушал и где-то даже медитировал, а в ушах параллельно
звучали твои поэтические слова-образы.

В мою бытность преподавателя в консерватории (где-то в году 1983
или 1984) я подготовил и прочитал-проиграл большую лекцию-концерт
на тему "Музыкальность шахматной композиции". Говорили, что было
очень интересно, а профессор Кон настоятельно советовал эту тему
даже диссертировать. Если бы я тогда прочитал эту статью-поэму,
я бы даже рта не раскрыл, настолько убог был мой лексикон по
сравнению с твоим!!!

Критических замечаний не жди, от начала до конца всё очень
цельно, логично, эмоционально и убедительно. Хотел бы придраться,
да не к чему. Здорово!!

Остальные восторги при встрече.

Саша


PS:

Предлагаю также ролик с YOUTUB'а с записью в синагоге
города Галле (Германия) концертной программы "Еврейские песни"
кантора Юрия Земского и пианиста Александра Гольденберга.


Ссылка
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Сен 08, 2013 - 12:44 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

Уважаемый Альгимантас..то что Г.Шило национальный гроссмейстер прекрасно !

Кстати покойный Витошкин..если не ошибаюсь тоже имел звание
гроссмейстера (то ли Украины..то ли СССР ?)
Что не помешало примерно за год до его кончины призвоить ему
звание ПОЧЕТНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР ФМЖД.

Мое дело предложить...а CPI ,как говорится, виднее..?!


Последний раз редактировалось eliazar в Сен 08, 2013 - 12:48 AM; всего редактировалось 1 раз
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
ALGIMANTAS
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Сен 08, 2013 - 12:13 AM



Зарегистрирован: Авг 27, 2002
Сообщений: 5766

eliazar писал(а):


Вот кому надо бы при жизни присвоить звание почетного гроссмейстера
по Композиции..кстати и сегодня еще не поздно...


Небольшое замечание.
Григорий Шило уже очень давно имеет звание гроссмейстера по шашечной композиции - он национальный гроссмейстер Литвы по шашечной композиции. И не "за почет", а за конкретные спортивные результаты.
Кстати, странно, что это не указано в "послужном списке" Г.Шило в публикации V.Bieliauskas на форуме "Планета" (там в публикациях о других литовских коллегах их звания указаны).
P.s. Если кому интересно, вот таблица национальной классификации литовских шашечных композиторов:
http://www.lskms.puslapiai.lt/kompozito ... arymas.htm
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Сен 07, 2013 - 08:35 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

Посвящается Г.Шило
...................................
Поздно вспоминаем
Наших мы героев
Вот и юбилей его 100-летний пропустили
А ведь дел всего
Нам совсем немного
Помнить, почитать людей
Сегодня...пока живы
Ну а у героя
Жизнь была не сахарной
Сталинские стройки, зоны, лагеря
Но сумел он выдюжить
Но сумел он выстоять
Есть кому наследовать - внуки и семья
Слава победителю
Народному герою
Маэстро и художнику...
Жизнь его друзья
Будет для потомков
Негасимым символом
Стойкости, гармонии, светлого ума !

Вот кому надо бы при жизни присвоить звание почетного гроссмейстера
по Композиции..кстати и сегодня еще не поздно...

Спасибо уважаемому С.Беренштейну за прекрасную статью.


ЭС
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
ALGIMANTAS
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Сен 07, 2013 - 08:05 AM



Зарегистрирован: Авг 27, 2002
Сообщений: 5766

Fenix писал(а):
Здесь - http://planet-ka.2x2forum.com/t489-topic - есть и другая информация о Григории Шило.
Пригодилась и ссылка А.Качюшки (где-то на просторах Интернета)!

Очень хорошая публикация Valdas Bieliauskas разных материалов о Григорий Шило!
Но сравнительно недавнюю/актуальную статью В.Полтавченко о Г.Шило (один из сегментов этого материала) из русскоязычного ресурса "Обзор" первым заметил НЕ я, а Геннадий Андреев (молодец) и сообщил об этом, кажется, на форуме МиФ. Небольшое техническое замечание: в этой публикации в ссылке на материал "Обзора" в конце ссылки НЕ нужна точка (довольно типичная ошибочка) - "с точкой" ссылка не открывается. Это, конечно, в данном случае не столь важно, так как приводятся и сама интересная статья.
Я о Г.Шило тоже не раз писал/перепечатывал другие статьи о нем (например, в "Šaškių kaleidoskopas"), но это было значительно раньше и это больше история.
P.s. Я за русскоязичными ресурсами Литвы и других стран Балтии абсолютно не слежу/их не читаю (а вот довольно много ресурсов Интернета России постоянно читаю с большим удовольствием - много просто отличных материалов по разным вопросам).
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
Fenix
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Сен 07, 2013 - 05:50 AM



Зарегистрирован: Сен 01, 2002
Сообщений: 8715

Здесь - http://planet-ka.2x2forum.com/t489-topic - есть и другая информация о Григории Шило.
Пригодилась и ссылка А.Качюшки (где-то на просторах Интернета)!

_________________
love is an answer
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение Послать e-mail  
Ответить с цитатой Наверх
SB
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Сен 07, 2013 - 05:45 AM



Зарегистрирован: Дек 18, 2007
Сообщений: 2528


Предлагаю вниманию любителей шашек статью о творчестве Григория Николаевича ШИЛО, которую я написал по просьбе Валдаса БЕЛЯУСКАСА для его форума "Визитные карточки литовских композиторов" на сайте Планета, где она некоторое время ранее и была опубликована.
(Публикация мной статьи на этом сайте, равно как и на любых других сайтах по моему усмотрению, согласована с владельцем вышеуказанного сайта П.А.Шклудовым)

Семён Беренштейн

GRIGORIJ ŠILO



Скан этого фото Г.Шило из своего архива
предоставил Stasys Žilevičius

ВЛАСТЕЛИН ГАРМОНИИ

* * *

О задачном творчестве

Григория Николаевича ШИЛО


... И бездну перекоса
И запредельного смятенья
Взрывает чудо парадокса,
Чью тайну знает только гений.

С. Беренштейн «Маэстро»


1. ВСТУПЛЕНИЕ

Григорий Николаевич ШИЛО... Созерцая лучшие образцы творчества этого вдохновенного Маэстро задачно-композиторского искусства, я всегда поражаюсь необыкновенному сочетанию в них абсолютно несочетаемого. С одной стороны – этот несравненный свет одухотворенности, поэтичности, проникновенности, в котором «дышат нам блески нездешних миров» («Тончайшие краски». К.Бальмонт), а с другой – то, что источник этой лучезарности таится в задачах, чьи и форма, и финалы, а также базовые схемы и механизмы, эти финалы реализующие, как правило, самые что ни на есть обычные, а подчас и просто банально-обычные. Как это может сочетаться? В чем здесь секрет? И наконец – в чем тайна той необычайной притягательности этого самобытно-индивидуального творчества, которую, ощутив однажды, забыть уже невозможно? Разумеется, все эти вопросы риторические, на которые у меня нет исчерпывающих ответов, ибо мир Гармонии, созданный композиторским даром этого Художника-Творца, как и всё истинно великое, – непостижим. И эта моя статья – лишь робкая попытка, пусть если не умом, так сердцем, проникнуть в бездонные глубины бездонно-прекрасного творчества.



Ссылка


2. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Вот самая первая задача Григория Николаевича Шило, которая произвела на меня сильное впечатление.


Задача №1

V Чемпионат СССР

(1984/1985)



Запереть простую

49 (30 A), 16, 17-12, 37, 18, 21, 18-31 [26];

A (48 ), 7-40!!!, 40, 35, 40, 50 [45].

С первого взгляда на позицию я подумал: финалы – обычные, бортовые, игра – ничего особо интересного. Начинаю решение. Первый ход очевиден – 49. Смотрю вариант с ходом черных (30). Дальнейшее просчитывается легко – вплоть до финала: 16, 17-12, 37, 18, 21, 18-31 [26]. Приятное впечатление – от элегантности перевода черной простой с правого борта на левый, прихода/привода всех шашек, участвующих в запирании, и идеальной чистоты игры. Мнение о задаче изменилось: от «ничего особо интересного» до – «приятная миниатюрка». Второй вариант, подумал я, – вероятно, что-то в том же ключе. Правда, в отличие от первого, финал здесь очевиден – [45]. Итак – (48 ). Теперь – ход белых... И тут я увидел то, чего даже представить себе не мог, принимаясь за решение. Я не поверил собственным глазам! Так вот, что таилось за сверх-обычностью и сверх-простотой формы. Эта сверх-неожиданная ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ КОМБИНАЦИОННАЯ ВСПЫШКА – 7-40!!! Ничего себе «приятная миниатюрка»! – пронеслось у меня в голове. Я еще раз посмотрел на имя автора, которое до того мне ни о чем не говорило, вновь на позицию после этого ошеломительного хода, и не мог понять – что же это такое я увидел? Да и как это вообще могло здесь – посреди такой наиобычнейшей простоты – произойти? Тогда ответа у меня не было.
Позже, когда я познакомился с другими композициями Григория Николаевича Шило, я понял, что та, первая так поразившая меня задача, не была простой случайностью, что СВЕРХНЕОЖИДАННОСТЬ – это и есть стержневое свойство этого незаурядного творчества, его базовый инвариант, его глубинный ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, суть которого – как раз и заключается в ПАРАДОКСАЛЬНОМ КОНТРАСТЕ поистине гениальной ПРОСТОТЫ и – противоречащей всем законам логики – КРАСОТЫ.

Этот – интегральный – контраст реализуется в целостной системе внутри- и меж-уровневых частных контрастов.

Во-первых, внутри игрового содержания. Это контраст обычности/стандартности/простоты базовых финальных механизмов и – буквально взрывающихся на этом фоне ярчайших комбинационных вспышек. Во всей структуре взаимосвязанных контрастов этот, безусловно, является ключевым, т.к., с одной стороны, им определяются и два остальных, а с другой – именно здесь находится эстетическое ядро задачи, в котором сфокусированы все силовые линиии ее эстетического поля. Причем слово «здесь» имеет двойной смысл: первый – в рамках данного конкретного контраста, и второй – в конкретной фазе игрового процесса. Что же это за фаза? Уже из самого определения этого контраста следует, что такой фазой является переходный механизм главного варианта. И теперь возникает следующий вопрос: каким таким особым свойством этот переходный механизм обладает, что именно в нем комбинационная вспышка становится комбинационным взрывом? А особенность эта заключается в том, что это не просто переходный механизм, а переходный механизм предельной(!) экономичности и, следовательно, предельной(!) – в один-единственный ход(!) – концентрации. И вот именно эти сверх-экономичность и сверх-концентрация этого переходного механизма и дают эффект взрыва – поистине BIG BANG! – колоссальной эстетической мощи.

(В заключение этого пункта теоретического раздела замечу в скобках, что термины, относящиеся к различным видам задачных механизмов, взяты из моей классификации механизмов (впервые представленной в моей статье «Размышления о задаче», опубликованной в трех номерах журнала «Доведь» (Харьков, 1991-1992гг., редактор – международный гроссмейстер по шашечной композиции Сергей Юрьевич Юшкевич)), благодаря которой стало фозможным более глубокое проникновение в игровую структуру задачи, и, как следствие, – более тонкое определение степени ее оригинальности и эстетического своеобразия.)

Во-вторых, контраст между обычностью/простотой формы задачи и необычностью ее решения. Если первый и третий – внутри-уровневые, то этот контраст – меж-уровневый. Возникает он в тот момент, когда – вслед за решением задачи – происходит невольная и притом абсолютно естественная взаимо-проекция простоты и обычности ее формы, с одной стороны, и парадоксальности решения, с другой. Именно в этот момент между двумя этими уровнями, словно между двумя пластинами некоего незримого конденсатора и возникает то таинственное сияние, которым как раз и выделяется это удивительное творчество. И именно в этот момент происходит включение и последнего контраста этой системы.

Итак, в-третьихконтраст внутри формы. Это контраст между тем, какой она представляется до и после решения. Так, в вышерассмотренной задаче, если вначале я видел перед собой лишь обычную миниатюру, то после ее решения – это было уже совершенно иное ви́дение ее. Размышляя о причине такой всегда поражающей меня метаморфозы, я думал, что ведь и не может такого быть, чтобы необычность игрового содержания задачи никак не проявилась в ее внешней структуре – в ее начальной позиции. И действительно – теперь за простотой формы я видел в ней то, чего не видел до решения – ее органичную естественность, легкость, свободу. И знакомясь с новыми произведениями этого композитора, я встречал их уже совсем по-другому, чем это было в случае с данной композицией.


3. ВДОХНОВЕНИЕ


Задача №2

Чемпионат Литвы

(1985 г.)



Запереть простую.

14-20! (2А), 20!, 44-39, 24, 39 [34];

A(8 ), 39, 40-34 (38/32...16), 43, 20, 50-44, 49, 44 (35B), 45-40 [35];

B (34), 45-40, 50 [45].
При всей «узнаваемости» и финалов, и базовой схемы главного финального механизма, позиция ни в коей мере не производит впечатления банальности. Как раз наоборот – в ней с первого же взгляда чувствуется необычное сочетание гармоничной стройности, романтической устремленности и проникновенного лиризма. Что ж, такой позиции и игра должна быть под стать.
И вот – решение!
Первый ход – 14-20!!! Изумительная жертва! Причем она восхищает не только своей яркостью самой по себе, но и в неменьшей степени тем, что благодаря этой красоте открыватся новая – изящный, изысканно-тонкий и вместе с тем далеко не очевидный вариантный механизм. Второй ход – в ответ на бой дамки (2) – еще одна эффектная жертва – 20! Причем именно из этого одного-единственного яркого хода и состоит весь переходный механизм главного варианта, за которым уже следует известный финальный механизм, динамика которого органично вплетается в общую комбинационную динамику задачи.
Прекрасный комбинационный комплекс! Прекрасное произведение Мастера!


4. ГАРМОНИЯ ПАРАДОКСА

Следующая задача – одно из поэтичнейших творений задачного искусства.
Задача №3

Чемпионат Литвы

(1990 г.)



Запереть дамку и простую

9! (46А), 30!!!, 40, 39, 47-38, 37, 47 [(46),41];

A (49), 19, 28, 38, 48 [(49),43].
Вот смотришь на эту позицию и вроде ничего необычного. Но ведь какая в ней музыкальность! Кажется, будто и не задача это вовсе, а плывущие из каких-то неведомых миров величественные аккорды органных хоралов Баха, которые ты не только слышишь, но и видишь во всем богатстве их мерцающего великолепия.
И уже сам первый ход – 9(!) – это мелодия! Волшебная, завораживающая, трепетно-лучезарная! И уже здесь хочется воскликнуть –

Остановись, мгновенье, ты прекрасно!
(«Фауст». Гёте)

Но что-то тебе подсказывает, что за ТАКИМ вступлением, за ТАКОЙ прелюдией тебя ждет нечто еще более захватывающее, и ты мысленно произносишь совсем другие слова – слова устремленности и надежды –
Лети, мгновенье, вдаль и ввысь.
Не говорю: «Остановись»,
А заклинаю ежечасно:
«Лети, мгновенье. Ты прекрасно»
(«Мгновение. Еще мгновенье...». Л. Миллер)

И вот, на первый выбор черных – (46) ты, согласно такой стройной, такой простой, такой надежной в своем дедуктивном предвидении логике, ожидаешь новую гармонию – гармонию рождения финала. И ты действительно уже слышишь приближающиеся издалека ее узнаваемо-светлые аккорды, которые манят словно мираж... Да, конечно же, вот он и финал уже выплывает на горизонте – [(46),41]. Вот, вслед за ним, и финальный механизм – такой легкий, такой простой – стоит лишь перевести черную простую с поля 25 на поле 41, и цель достигнута – финал готов. А вот как раз и темп под рукой, благодаря которому этот такой очевидный механизм так или иначе будет воплощен в жизнь. Но! именно в этом «так или иначе» как раз то и загвоздка. Да, у белых темп. Но как же им воспользоваться? Ведь вдруг оказывается, что ни одна из направленных на это попыток к результату не ведет и что все эти и простотота, и легкость, и очевидность, увы, всего лишь мираж. Но все ведь так естественно, так логично... Да, логично, да только вот творчество в логику не вмещается! И вот тут-то, увидев, что логика не работает, или, как говорят немцы, не функционирует, что мир явно перевернулся, что алогичен он, что простота вдруг обернулась диссонансом непреодолимой проблемы, и... когда впору опустить руки и отчаяться, вот именно в этот самый миг... мне и вспомнились строки:

Но, как известно, именно в минуту
отчаянья и начинает дуть
попутный ветер.
(«Дидона и Эней». И. Бродский)

И вот он выход из логического тупика! Вот оно решение! Невероятная! Парадоксальная! Сверхяркая комбинационная вспышка-молния – 30(!!!)! Там, где оказалась бессильной логика обычная, естественная, там сработала логика сверх-естественная! Логика Парадокса! Логика Гения! И вот он ее алгоритм – «Есть упоение в бою» (А.Пушкин)! И вот она магическая формула всего творчества этого подлинного Властелина Гармонии: «ГАРМОНИЯ – ДИССОНАНС – ПАРАДОКС – ГАРМОНИЯ»! И вот он тот самый миг, когда, изумленный, ты восклицаешь – «ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ, ТЫ ПРЕКРАСНО!»

5. МИСТИКА

Вот еще одна поразившая меня задача Григория Николаевича Шило.
Задача №4

Чемпионат Литвы

(1992 г.)

(исправление)



Запереть дамку и простую

I, II 17 (25 A), 29, 16-11, 39!!!, 50, 11-39, 33, 47, 27, 37-42, 31, 41, 37 [(46),45];

A (24), 17-21, 27-21, 29! (42 A1), 36, 39, 10-28, 38, 28, 41 [(47),42];

A1 (22), 28, 36, 39, 38, 28, 41 ([47),42].


I 6? (24!, I-A)
I-A (25?), 29, 16-11, 39, 50, 6-39 ... VP... {(46),45}.

II 11-22? (24!, II-A)
II-A (25?), 29, 16-11, 39, 50, 11-39 ... VP... {(46),45}.

Даже уже зная, что в задачах этого мастера парадоксов за внешне обычной формой всегда скрывается нечто необычное, я все равно буквально остолбенел, когда после начальной, ничем не примечательной, чисто позиционной серии ходов увидел вот эту, сверхнеожиданную, жертву – 39(!!!). Да что там «сверхнеожиданную»! В ней было поистине нечто мистическое! Мне вдруг показалось, будто я попал в какое-то совершенно новое измерение, где всё, абсолютно всё, совсем иное. Где иная оптика, иная акустика, иная гравитация, иные ощущения и чувства – иной мир! И я вспомнил то ирреальное чувство, когда я в какой-то, запомнившийся мне навсегда, миг выхода из 28-дневного (четыре последних дня которого я вдобавок еще ничего и не пил) голодания (которое я предпринял 15 лет назад, потому что, вот уже три месяца истекая кровью, я прощался с жизнью), оказался именно в таком абсолютно ином мире, когда меня вдруг окутало какое-то таинственно-искрящееся мерцание и все земное растворилось и... А затем, когда в таком же мерцании я вернулся в этот мир, то первое, что я увидел, были трепетные, волнующие, живые(!) лучи заката, а первое, что я подумал – это: насколько здесь все другое, насколько здесь все прекрасно и… как я все это не ценил раньше...
Так вот, именно увидев эту задачу, а вернее – этот ошеломивший меня ход, я понял, что глубина творчества этого мага композиции – бездонна!


6. ГАРМОНИЯ

И в заключение обзора – еще один шедевр Маэстро.
Задача №5

Чемпионат Литвы

(1996 г.)



Запереть дамку и простую

34 (50А), 3, 11, 37-23!, 36-18!, 13 [(9),4];

A (6), 3, 33, 25, 14, 15-24, 10-23, 12, 11, 24, 48, 27, 37, 47 [(46),41].

Когда во вступлении я писал, что финалы в задачах Григория Николаевича Шило, как правило, самые что ни на есть обычные, то, конечно же, я помнил об этой задаче, и даже хотел в скобках оговорить этот случай как исключение, но потом решил, что все-таки отступления от истины я не допустил, т.к. финал здесь, при всей его оригинальности, все же действительно не относится к категории сверхнеобычных. И все же финал этот меня покорил и, пожалуй, даже больше, чем иные супер-необычные. И причина тому не только в том, что это абсолютно новый финал, но, главным образом, в его поистине парадоксальной (уже не первый раз я употребляю это, может, кому-то и кажущееся чрезмерным слово, но именно таково мое восприятие этого творчества-откровения) непредсказуемости. Потому что, сколько ни смотри на начальную позицию, но предположить, каким будет ее главный финал, совершенно невозможно.

А теперь, после такого, несколько, быть может, и затянувшегося, но иключительно, на мой взгляд, важного для понимания художественной сущности этой задачи вступления, перейду и к самому решению этой чудесной композици.

Итак, первый ход – 34 – как первое прикосновение к клавише, рождающее пока только первый звук. Но вот за первым следуют другие, такие же плавные прикосновения, которые, объединяясь, образуют уже мелодию – (50), 3, 11, – сопровождающую перелет черной дамки на, вероятно, промежуточное, поле – «9». Странное какое-то поле для этой дамки. Что ей здесь делать? К какому еще трансформативному перелету приготовилась она? И только тут тебя осеняет: нет, не промежуточное это поле к новому перелету. Ибо вот они, уже почти готовые, контуры финала. И тут! – как всегда неожиданная и в то же время неизменно в творениях этого чародея задачного искусства ожидаемая – комбинационная вспышка – три последних хода – три заключительных аккорда, из которых и составлена озаряющая весь вариант мелодия финального механизма – 37-23!, 36-18!, 13!!!

И снова – магия тишины... Пронзительной тишины восхищения перед всегда поражающим чудом абсолютно нового, еще никогда и никем не осуществленного, абсолютно непредсказуемого финала – [(9),4]...

Но ведь в задаче есть еще один вариант, – начинающийся ходом (6). Какая мелодия скрыта в нем? А мелодия здесь совсем иная, но не менее прекрасная. Ее искрящиеся звуки – по причудливо-грациозной траектории, – будто солнечные блики, перепрыгивают по восхитительным нотам переходов черной простой «4» к полю «16» – 3, 33, 25, 14, 15-24, 10-23, 12, 11. Что же это за мелодия? Ах, да, я ее узнал – это божественная вторая часть восьмой сонаты Моцарта. Впервые я услышал ее много лет назад в исполнении Дину Липатти, и именно в нотах этого искрящегося светлой радостью перехода я и услышал эти чудные звуки.



Ссылка

И вот – после такого музыкально-солнечного переходного механизма – изящное завершение – 24, 48, 27, 37, 47 с обычным финалом – [(46),41]. Да, обычным, но каким ярким контрапунктом перекликается с ним главный финал! «Контрапунктом»... «финал»... Что-то мне это напомнило. Ба! да это же из моей поэмы:
В том многозвучии аккордов
Тех сфер незримый музыкант
Вел партитуру переходов
Из варианта в вариант.

И на неведомом органе
По нотам шашечных ходов
Он контрапунктами финалов
Хоралы тех творил миров,

Чьи тайны я постичь стремился,
Желая страстно в них найти
Исполненные новым смыслом
Те сокровенные пути,

Что вечно манят, как виденье,
Сквозь несмолкающий прибой
Сомнений всех и всех прозрений
Игрою бездны роковой.

(«По нотам шашечных ходов»)

Вот и отзвучали последние аккорды этой прекрасной симфонии. Что же это было? А было совершенно новое в творчестве этого повелителя шашечных гармоний. В этом шедевре его чудодейственный художественный императив заиграл новыми красками, раскрылись новые возможности его потенциала, открылись новые аспекты его рализации. С простотой формы здесь контрастирует уже не только сверхяркая жертва-вспышка, но также и поразительный финал, и чарующей красоты механизмы. И эта одновременность всех этих впечатляющих форм проявления этого базового инварианта производит неизгладимое впечатление!


7. ИТОГИ

Мое повествование о задачно-композиторском творчестве Григория Николаевича Шило подходит к завершению. Осталось лишь подвести итог моим размышлениям, изложенным в нем. И итог этот такой:

За всю свою долгую жизнь в задачной композиции я не испытывал такого волнения, такого трепета и такого восхищения, как от знакомства с произведениями этого, может быть, самого загадочного шашечного проблемиста. Что-то в них есть такое, что отличает их от всего, что мне пришлось увидеть в этом жанре композиторского искусства. И это «что-то» – это то ЛУЧЕЗАРНОЕ СИЯНИЕ, которое всегда возникает передо мной, когда бы я к ним ни возвращался. Именно в этом волшебстве лучезарности и заключены и сокровенная суть, и высший смысл этого несравненного творчества, и его ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕГРАЛ. Задумываясь о том, как это так происходит, что я вижу эту всегда изумляющую меня сияющую магию, я пришел к выводу, что это мое внутреннее в́́идение есть результат некоей эстетически-эмоциональной интерференции двух энерго-волновых потоков – энергии самого комбинационного взрыва и энергии возникающего – как реакция на парадокс комбинационной вспышки – взрыва эмоционального. То есть природа этого, вероятно, уникального явления объективно-субъективная, или, другими словами, – реально-ирреальная. Не знаю, насколько верно это объяснение, но оно мне нравится. Вероятно, потому, что именно так я и воспринимаю само это магическое реально-ирреальное творчество.

И – заключительный аккорд:

Творчество Григория Николаевича Шило – это сама Гармония – трепетная, возвышенная, завораживающая, в которой мне всегда звучат дивные мелодии запредельных миров. Я люблю смотреть на эти лучезарные создания... просто смотреть... и зачарованно постигать бездонные тайны творчества Гения и… своего сердца.


Семён Беренштейн. Германия. Галле. 03.09.2013.


Ссылка
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
Показать:     
Перейти к:  
Время в формате GMT + 3
Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
PNphpBB2 © 2003-2007 
 
Page created in 1.3126790523529 seconds.