Google
 

Сайт Андрея Иванова

Андрей Иванов - все секреты шашек и шашистов

Login





 


 Забыли пароль?
 или новый пользователь? Зарегистрируйся!

Кто с нами

Пользователей:  На сайте
Пользователей:  Пользователей: 0
Гостей:  Гостей: 0
Всего:  Всего: 0
Пользователей:  Зарегистрированные
No members connected


Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
Автор Сообщение
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 17, 2014 - 11:12 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

Попробуем подвести некоторые итоги.Вышеизложенный метод (назовем его "метод к.п.д.") это количественный метод.
Он позволяет "автоматически" оценивать композиции путем наглядного расчета, что дает возможность избегать субъективности в оценках.Пользуясь этим методом , каждый композитор, вооружившись ручкой может подсчитать эффективность собственной композиции, как и любой другой.

Однако "метод к.п.д" имеет и недостатки.Так с его помощью навряд ли возможно оценивать оригинальность...красоту и тому подобное.
Наиболее реальным на сегодня выглядит следующий подход :
оценки произведениям выставляются обычным путем и только в случае разночтения стороны в качестве "арбитра" привлекают
"метод к.п.д."
Например, имеются два примерно равных по качеству произведения и встает вопрос какому из них отдать предпочтение ?
Вот тогда на помощь приходит "метод к.п.д."
Подсчитывается к.п.д. обоих позиций и та позиция у которой к.п.д.выше - считается лучше !

П.С.
изложенный "метод к.п.д." адаптирован в основном к проблемам но ,думаю, с его помощью можно оценивать и другие жанры..
а также шахматные произведения и возможно произведения на базе других логических игр ?!

Замечание..
когда я послал статью на публикацию... П.Шклудов сделал в ней следующую приписку :
"Думаю, что Э.С.напрасно не учитывает использование отличительных правил :
иллюзорная вариантность,остановка на дамочном поле , или проход дамочного поля в качестве простой
Игра в эндшпиле также должна быть учтена, вплоть до получения финала"( П.Ш.)

На это хочу заметить что данная статья публиковалась в порядке обсуждения...то есть система открытая и каждый композитор может предложить свое видение что необходимо включить в "метод к.п.д."
например я не считаю окончательным ,какие опции принимать в качестве операций..я предложил свои операции
("поедание шашек"..освобождение полей.. создание упоров)..возможно другие предложат свои ?!


Э.Скляр
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 17, 2014 - 11:09 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

Еще пример : рассмотрим позицию В

В


Решение : 33(48)24(22)2(29)28(33)45(50)21(27А)21(44)49+
А(44)35(27)6+

Чтобы не утомлять читателя опустим выкладки -
- они аналогичны тем которые были проведены в отношении предыдущей позиции А

В результате получим :
число операций в главном варианте -30
число операций в варианте А -10
Итого в сумме 40 операций.Число операций приходящееся на одну шашку = 1,8...к.п.д. = 90%

Сравнивая композиции А и В видим что В эффективнее А.
Значительно повлияло на увеличение к.п.д. (у позиции В) наличие второго варианта.
Таким образом уже в самой методике получения к.п.д. заложена способность "чувствовать" варианты.

продолжение..
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 17, 2014 - 11:05 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

"Автоматический" способ оценки шашечных композиций (метод к.п.д.)
...................................................................................................
(опубликовано "Мой журнал" №1-2, 2003г.)

Зададимся вопросом : можно ли оценивать шашечные композиции так чтобы оценивание проходило автоматически без участия человека и его субъективного отношения к делу ? Оказывается такое возможно.

Попробуем взглянуть на композицию как на техническое устройство.
Тогда процесс ее решения напоминает работу некоего механизма.Действительно в процессе решения производятся некоторые операции : снятие шашек..их перемещение...освобождение полей...итд.
Это и дает КЛЮЧ :
следует сравнивать композиции по числу операций производимых в процессе решения.
Та композиция у которой число операций приходящееся на одну шашку будет выше , будет считаться более эффективной !


Перейдем к примерам : рассмотрим позицию А.

А.


Решение :39(31)37( 28 )19(25)45+

Подсчитаем число операций :
43-39 /одна операция/ .
(44-31) /уничтожение трех шашек- три операции/ Внимание ! Черные выбивают шашку 37 ,освобождая поле 37,что будет использовано в дальнейшем - плюс еще одна операция/
37 /тихий ход - одна операция + еще одна операция - создание упора/
( 28 ) /уничтожение двух шашек - две операции/
19 / уничтожение четырех черных шашек - четыре операции/
(25) /уничтожение двух шашек - две операции/
45 /бой трех шашек - три операции/
в эндшпиле мотив - оппозиция 1х1 /значит дадим две операции по одной каждой из сторон/

сведем все в таблицу :

------------------------------------------------------------------------
:хода бел/черн : 39 : (31) : 37 : ( 28 ) : 19 : (25) : 45 : эндшп. : сумма :
------------------------------------------------------------------------
: операции : 1 : 4 : 2 : 2 : 4 : 2 : 3 : 2 : 20 :
-------------------------------------------------------------------------

Поделив полученную сумму операций (20) на общее число шашек (их 16)
получим усредненное число операций приходящееся на одну шашку -1,25
Далее..
будем считать идеальной композицию у которой на одну шашку приходится две операции.
Тогда к.п.д. нашей композиции А (1,25/2 = 0,625) будет 62,5 %
(здесь понятие к.п.д. - коэффициент полезного действия введено по аналогии с к.п.д технических устройств)
данный к.п.д. как раз и будет характеризовать эффективность композиции .
продолжение...


Последний раз редактировалось eliazar в Фев 17, 2014 - 11:47 AM; всего редактировалось 2 раза
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 17, 2014 - 11:02 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

Немного не в тему, но хотелось бы поговорить об оценивании произведений...
к сожалению здесь "наука помочь бессильна ?! Laughing "..
и дело не в том что трудно подобрать систему которая устраивала бы всех..
а по совсем другой "прозаической" причине...а именно...
что на грешной матушке Земле собрались , отнюдь, не святые и каждый тянет "одеяло" на себя..
здесь имеется ввиду, что многих просто не интересует объективная система оценивания ?! Razz

Тем не менее рискну предложить одну свою системку
которая хотя и не решает кардинально проблему оценивания, но в тех случаях когда произведения примерно равны по качеству
позволяет выбрать лучшее...причем делается это автоматически без участия "человеческого фактора"
(делаю это еще и по просьбе уважаемого Миленко который когда-то просил меня познакомить с этой системой)...
продолжение...
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 17, 2014 - 11:01 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

2. О смысле занятий шашечной композицией
.................................................................
Если спросить мнение обывателя о занятиях композицией, ответ,вероятно, будет таков, что это потеря времени,
которое можно было бы использовать для чего-то более полезного ,например, для зарабатывания денег.
Если же спросить самих композиторов, то большинство из них скажет, что основным стимулом для них
является удовольствие от занятия самим предметом, то есть композицией.

Сравнение занятий композицией с практическими видами деятельности такими как бизнес,техника,наука итд...
скорей всего будет в пользу композиции.
Дело в том что всякие занятия сопряженные с практической деятельностью "куют цепь" для творчества...
примешивается много посторонних моментов таких как деньги , слава, и тому подобное...
что отвлекает от самого главного - от предмета творчества .
Лишь занятия композицией не сулят ничего (но в этом-то и весь парадокс ?!)...
тем самым давая композитору возможность спокойно сосредоточиться на самом предмете творчества .

Единственной наградой композитору является мощный положительный заряд получаемый от оригинальной находки..от удачно составленной композиции..от преодоления множества интеллектуальных препятствий.
Шашечная композиция развивает в человеке фантазию..приучает к строгому логическому мышлению.
Но самое главное самостоятельно участвуя в творческом процессе человек поднимается над своим обыденным состоянием
и начинает ощущать себя в новой роли - роли творца !

Э.Скляр (опубликовано там же см. предыдущую статью)
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
Tot
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 15, 2014 - 11:45 PM



Зарегистрирован: Авг 31, 2012
Сообщений: 682

Большинство практиков (особенно молодых) отталкивает вовсе не непрактичность расстановок позиций, а общее падение Культуры.
Прошли времена Шошина, Тимковского, Сокова.., которые помимо практики ещё составляли прекрасные этюды и задачи…
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 15, 2014 - 04:42 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

Я...извиняюсь, но с Башнями не знаком..поэтому не могу ответить на Ваш вопрос..

кстати то же самое и с шашечными произведениями...
не всегда практики в состоянии оценить красоту произведений композиторов т.к. их отталкивает непрактичность расстановки
скажу больше...не всегда композиторы в состоянии оценить красоту произведений своих коллег ?!
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
Tot
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 15, 2014 - 03:42 AM



Зарегистрирован: Авг 31, 2012
Сообщений: 682

eliazar писал(а):
...Человечество пока находится в той стадии своего развития, когда прежде всего ценятся "осязаемые" виды искусств как, например, скульптура, музыка, живопись и так далее.

Елизар, есть некоторые виды шашек, которые заставляют приковывать взоры людей даже далёких от шашек – это Башни. Особенно когда на доске очень высокие столбы. Я не редко наблюдал удивлённые лица людей «с жадностью» следящих за игрой.
Вы как шашечный композитор, скажите, не кривя душой, разве не удивительные финалы этих концовок?:

1.cd4 e:e1 2.ed4 c:g1 3.gf4 g:e3 4.bc5 d:b4 5.a:c3 b:d2 6.ab2 c:a1 7.hg3 a:h2 8. a:c1Х


1.ef2 c:e1 2.ab2 e:a1 3.bc3 d:b2 4.de3 f:d2 5.hg5 f:h4 6.gf4 e:e1 7.fg3 h:f2 8. g:c5 ab4 9.c:a3Х


1.cd4 e:c3 2.ab2 c:a1 3.fe3 d:f2 4.ab4 a:c3 5.b:h2 cd2 6.h:f4 hg3 7.f:h2Х


1.cb2 c:a1 2.ed4 e:c3 3.fg3 h:f4 4.hg5 f:h6 5.ab6 h:f4 6.g:e3 f:d2 7.e:c1 a:c5 8. b:b2 d:b4 9.c:a3Х
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Фев 14, 2014 - 04:34 PM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

Шашечная композиция и интеллектуальное искусство
--------------------------------------------------------------------


В данной теме будут рассматриваться вопросы касающиеся философской стороны шашечного творчества.
Предлагаю всем композиторам (и не только) высказывать в этой теме свои взгляды касающиеся философской стороны композиторского и шашечного творчества.
Начну со своей статьи более чем десятилетней давности.

1.Шашечная композиция и интеллектуальное искусство (опубликована "Мой журнал" №3 - 2002г. ред.П.Шклудов)
................................................................................
Так же как скульптор лепит скульптуру, художник пишет картину, а композитор сочиняет музыку, так и шашечный композитор в процессе интеллектуального поиска создает шашечное художественное произведение. Только "продуктом" создаваемым шашечным композитором являются некие мыслительные конструкции записанные на особом языке в виде диаграмм и нотации.
Заметим что шашечная композиция существенно отличается от обычных видов искусств.

Человечество пока находится в той стадии своего развития, когда прежде всего ценятся "осязаемые" виды искусств как, например,
скульптура, музыка, живопись и так далее.
К произведениям мысли как к роду искусства никто всерьез не относится. Все это считается занятием узкой группы людей
называющихся шахматными и шашечными композиторами.

Никто всерьез не задумывается, что именно в шахматной и шашечной композиции человечество соприкоснулось с новым для себя явлением искусства которое можно было бы определить как "ИСКУССТВО ИНТЕЛЛЕКТА" ?!
Можно еще отметить что совершенно неважно какая "среда" используется при создании интеллектуального художественного
произведения. Это могут быть игры шашки, шахматы итд..а может быть и любая другая область человеческой деятельности.
Главное, чтобы возникал интеллектуальный продукт , который бы отвечал художественным требованиям какие мы обычно предъявляем к произведениям искусства.

Но вернемся к шашечной композиции.Увы на шашечную композицию совсем не смотрят как на искусство.Ее скорее рассматривают как некий довесок к шашечной игре.
Считается что просмотр произведений шашечной композиции помогает шашечным спортсменам оттачивать свое комбинационное зрение ..знание этюдов помогает при игре в эндшпиле ...итд.
Отсюда, кстати, проистекает "утилитарное" представление, что композиции обязательно должны иметь практическую расстановку ?!
Разумеется это неплохо что шашечная композиция помогает шашистам в практической игре..повышает их мастерство итд...
И слава Богу что при шашечном спорте находится место для композиции, благодаря чему шашечная композиция еще может как-то выживать.

Все же думается шашечная композиция САМОДОСТАТОЧНА и в себе самой несет непреходящую ценность для человечества.
В конце концов в общечеловеческой культуре остаются не "очки..голы и секунды"..но интеллектуальные достижения.
Задачей же общества является сохранение и приумножение этих интеллектуальных богатств !

Э.Скляр
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
SB
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Дек 26, 2013 - 10:00 AM



Зарегистрирован: Дек 18, 2007
Сообщений: 2528

alemo писал(а):
SB писал(а):
Автор вышеприведенного поста сравнивает авторов правил по шашечной композиции с нацистами?
Сеёчас вычиталу Ремарка в книге "Тени в раю" - Любой диктатор начинает с того, что упрощает все понятия.

Ну и кроме того особый интерес представляют рассуждения о "чистых" и "нечистых" финалах. Вам это ничего не напоминает ?

Думаю какие-то элементы садистско-нацисткого толка у авторов этих Правил были. А также и у тех кто их поддерживает их в борьбе за "чистоту идеи".


no comment
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
alex
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Дек 26, 2013 - 09:25 AM



Зарегистрирован: Авг 28, 2002
Сообщений: 394

Цитата:
Да, дать правильное определение нелегко, чтобы нужное вошло, а ненужное вышло

Я уже писал, что композиция шире простых инструкций. Все ясно с финалами категории А. Но ограничиваться только ими не стоит, это действительно обедняет композицию. А дальше начинаются проблемы. Вот например такая позиция:

Смотрим в правила:
Цитата:
Нет никаких специальных требований к развитию игры в Эндшпильной позиции (а также в трансформациях Эндшпильной позиции, возникающих в ходе решения), в которой у черных есть дамка(и) или же дамка(и) и простая(ые).

Значит, развитие игры (10)4 является допустимым и мы добрались до финала. Вряд ли этого хотели авторы правил.
Цитата:
Алекс..по моему все на поверхности...
в финалах показанных Алемо у черных нет другой игры кроме как отдавать шашки..
в вашей же миниатюре согласно Вашего старого решения черные еще
могут сопротивляться то есть имеют возможность оттянуть борьбу до получения действительного а не "псевдофинала" ?
Подобные случаи несложно и видимо нужно ЗАРАНЕЕ оговорить
в определении финала по Алемо...

В финале "вилка" (известен также как "штаны") черные после жертвы одной шашки тоже могут сопротивляться. Не думаю что разницу будет легко описать.
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение WWW  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Дек 26, 2013 - 08:04 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

alex писал(а):
Цитата:
данное определение финала удобно тем что оно УНИВЕРСАЛЬНО..
то есть одним махом определяет все допустимые финалы..
понятно что за подобную универсальность приходится платить...

Давайте посмотрим как работает это правило, на примере моей миниатюры:


11,13x стоп! По новым правилам это уже финал. Черные неизбежно несут материальные потери и все белые шашки нужны для выигрыша. По старым правилам у меня там и дальше была игра, но кому это теперь интересно. Главное это оригинальный финал!
Цитата:
и по моему все остались довольны..сразу появилось много людей со званиям итд..итп..

Ради званий, конечно, можно сразу все запреты отменить. Тут они только мешают. А потом, когда все станут гроссмейстерами, можно и посоставлять для души.

Алекс..по моему все на поверхности...
в финалах показанных Алемо у черных нет другой игры кроме как отдавать шашки..
в вашей же миниатюре согласно Вашего старого решения черные еще
могут сопротивляться то есть имеют возможность оттянуть борьбу до получения действительного а не "псевдофинала" ?
Подобные случаи несложно и видимо нужно ЗАРАНЕЕ оговорить
в определении финала по Алемо...

так что Ваш пример оказался очень полезным !

Еще мне кажется полезным ... касающимся темы этого разговора мнение Петра Шклудова :

Цитата:
Господа!
Всё элементарно просто.
Вы хотите в одно определение загнать разные вещи.
Ну, например, как в одно определение загнать понятие автомобиля и велосипеда...

А их надо разделять и определять отдельно!
1) финал
2) финальный мотив
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
alemo
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Дек 26, 2013 - 07:05 AM



Зарегистрирован: Апр 04, 2003
Сообщений: 6942

SB писал(а):
Автор вышеприведенного поста сравнивает авторов правил по шашечной композиции с нацистами?
Сеёчас вычиталу Ремарка в книге "Тени в раю" - Любой диктатор начинает с того, что упрощает все понятия.

Ну и кроме того особый интерес представляют рассуждения о "чистых" и "нечистых" финалах. Вам это ничего не напоминает ?

Думаю какие-то элементы садистско-нацисткого толка у авторов этих Правил были. А также и у тех кто их поддерживает их в борьбе за "чистоту идеи".
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
alemo
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Дек 26, 2013 - 01:23 AM



Зарегистрирован: Апр 04, 2003
Сообщений: 6942

alex писал(а):
А в абсурдности вывода виновато новое определение.
Да, дать правильное определение нелегко, чтобы нужное вошло, а ненужное вышло Laughing Скорее всего аналогичные трудности возникли в своё время и перед авторами нынешнего текста правил, и они пошли по наиболее лёгкому пути, запретив по максимуму. Но зато формулировка получилась строгой в том месте Правил, где было запрещение. Но они забыли про другой пункт, на который указывал В. Шульга. И Слава Богу что забыли и появилась законная возможность похоронить это запрещение.
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
eliazar
Тема сообщения:   СообщениеОтправлено: Дек 26, 2013 - 12:23 AM



Зарегистрирован: Окт 10, 2007
Сообщений: 2174

alex писал(а):
У меня в Кракове уже ночь, так что пока заканчиваю.
Замечательный город..был пару лет назад..посидел в костеле послушал орган и на душе стало умиротворенно !
 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
Показать:     
Перейти к:  
Время в формате GMT + 3
Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
PNphpBB2 © 2003-2007 
 
Page created in 0.65010499954224 seconds.