Google
 

Полезно знать

Сайт Андрея Иванова

Андрей Иванов - все секреты шашек и шашистов

Шашисту на заметку

Login





 


 Забыли пароль?
 или новый пользователь? Зарегистрируйся!

Кто с нами

Пользователей:  На сайте
Пользователей:  Пользователей: 0
Гостей:  Гостей: 451
Всего:  Всего: 451
Пользователей:  Зарегистрированные
No members connected

В записную книжку

Кодекс шашечной композиции республики Беларусь, 2004 г.
.: Дата публикации 23-Нояб-2004 :: Просмотров: 5504 :: Печатать текущую страницу :: Печатать все страницы :.

КОДЕКС  ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, 2004 г.

(утвержден председателем ОО БФШ И. Пашкевич 30.06.2004г.)

Эти правила основываются на современных разработках  в области шашечной композиции, а также на позитивных традициях ведущих школ шашечной композиции: бывшего СССР («Шашечный кодекс», Москва, 1986 г.), белорусской («Шашечный кодекс Республики Беларусь. Композиция.» 1996г., («Мой журнал», 2002, №2), голландской (Г. Гортманс, «1001 миниатюра», Девентер, 1938г., журнал «De Problemist», №4, 1969г.; J.F.Moser (1941, 1951, Голландия), французской (Ж. Авид, «Шашечная проблема и её техника», Париж, 1958г.).

При разработке учтены требования: «ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ПРОБЛЕМ. CPI FMJD», 2002г.; и проекта: «ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЭТЮДОВ. CPI FMJD», 2003г.

1. ПРЕДМЕТ ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ

1.1. Общие положения.

1.1.1. Шашечная композиция — вид шашечного творчества, совмещающий в себе аналитическую работу, ретроспективный анализ и непосредственно творческий поиск новых тем, идей в определенных жанрах. Шашечная композиция, основана на материале (шашки) и соблюдении правил шашечной игры.

1.1.2. Композиция (произведение шашечной композиции) – это предложенное автором расположение шашек на шашечной доске с определенным заданием и решением, соответствующее техническим и эстетическим требованиям, изложенным в данном кодексе.

1.1.3. Задание – заранее указанное условие достижения определенной цели: выигрыш; ничья; блокировка (запирание). Задание выполняют белые (сторона нападения) при их первом ходе.

1.1.4.  Решение композиции   сочетание вариантов, выражающих  авторскую идею.

1.1.5. Вариант – развитие игры, основанное на последовательном сочетании ходов белых и черных.

1.1.6. Ход – перемещение шашки с одного поля на другое согласно правил шашечной игры. Различают тихий ход – перемещение шашки с одного поля на другое без взятия шашки, и ударный ход- перемещение шашки с одного поля на другое с взятием шашки. Жертва – это отдача одной, или нескольких шашек.

1.1.7. Тема – постановка проблемы, определяющая характер композиции.

1.1.8. Идея – непосредственно замысел, с помощью которого автор осуществляет исполнение темы.

1.2. Запись решения. Решение композиции записывается краткой нотацией.

В русских шашках. Если ход в полной нотации записывается с1-d2, то в краткой нотации d2. Если белые шашки присутствуют на c1 и e1, то cd2.

В стоклеточных шашках. Если ход в полной нотации записывается 47-42, то в краткой нотации 42. Если белые шашки присутствуют на 47 и 48, то 472.

1.2.1. Композиционные варианты, КВ, (кроме главного) обозначаются прописными буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E  и т.д. Главный вариант, при необходимости ссылки на него, обозначается буквами  (VР).

Повторные варианты («секвенции») обозначаются прописными буквами латинского алфавита в сочетании с арабскими цифрами: A1, A2, B1, D4  и т.д.

1.2.2. Композиционные ложные следы, КЛС, или ЛС обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V  и т.д.

1.2.3. Иллюзорная композиционная игра, КИИ, или ИИ обозначается сочетанием римских цифр и  прописных букв латинского алфавита: I-A, I-B, I-C, IV-F, IX-A  и т.д.

1.2.4. Не композиционные варианты, приводимые для доказательства решения, обозначаются строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, d, e  и т.д.

1.3. Жанры шашечной композиции.  Основные жанры:

1.3.1. Миниатюра – произведение шашечной композиции с преобладанием комбинационной игры и количеством шашек в начальной позиции: минимальным - 5 для белых, максимальным для каждой из  сторон – 6 в русских шашках (7 в стоклеточных шашках).  Начальная расстановка шашек не должна содержать дамок.

1.3.2. Проблема (комбинационная) произведение шашечной композиции с преобладанием комбинационной игры и количеством шашек в начальной позиции от 7 для одной из сторон в русских шашках (8 в стоклеточных шашках). Начальная расстановка шашек не должна содержать дамок.

1.3.3. Этюд — произведение шашечной композиции с игрой характерной для эндшпиля и количеством шашек: белых – не более четырех, черных – не более шести.

1.3.4. Задача — произведение шашечной композиции с заданием на блокировку (запирание) определенного количества и качества шашек.

1.4. Дополнительные жанры шашечной композиции.

1.4.1. Дамочная проблема – проблема, в которой допускается наличие дамок в начальной расстановке.

1.4.2. Позиционная проблема (концовка) – произведение шашечной композиции с преобладанием позиционных и этюдных приемов игры и количеством шашек не менее пяти со стороны белых и не более восьми с каждой из сторон.

1.4.3. Изобразительные (дамографические, мозаика) композиции – композиции, основной целью которых является создание ассоциативного графического образа начальной расстановкой или решением.

1.4.4. «Четвертый жанр» (задумки) – в основном композиции связанные с ретроанализом На сегодня известны такие подвиды жанра как: a) задачи на ничью; b) взять ошибочный ход обратно и найти выигрывающий; c) добавить в ничейной позиции шашки черным, чтобы выиграли белые; d) «реверси» - поменять в начальной позиции цвет шашек и выполнить задание; e) композиции основных жанров с превышением исходного для игры количества шашек (в русских шашках – более 12, в стоклеточных – более 20); f) кооперативные композиции; g) композиции основных жанров с двойным заданием; h) ретроспективный анализ (ретроанализ) – восстановление легальности заданной расстановки шашек.

1.5. Системы игр.

  Данный кодекс принят для композиции в русские  и стоклеточные шашки. Существуют так же следующие системы, в которых разрабатывается композиция: a) бразильские шашки; b) итальянские шашки; c) чекерс; d) 80-клеточные шашки (шашки Спанцирети); е) канадские, 144-клеточные шашки; f) столбовые шашки (башни); g) обратные шашки (поддавки), h) белорусские шашки.

2. ПРОБЛЕМЫ И МИНИАТЮРЫ        

2.1. Определение проблемы, элементы формы и содержания проблемы.

2.1.1. Миниатюра - произведение шашечной композиции, соответствующее техническим и эстетическим требованиям данных правил.  Сущностью миниатюры является комбинационная игра. Минимальное количество шашек в начальной позиции для белых - 5 , максимальное, для каждой из  сторон – 6 в русских шашках (7 в стоклеточных шашках).  Миниатюра имеет задание: «Белые начинают и выигрывают» (сокращенно: «Выигрыш»). В русских шашках допускается задание: «Белые начинают и делают ничью» (сокращенно: «Ничья»).

Жанр миниатюр полностью соответствует требованиям изложенным для жанра проблем.

Проблема - произведение шашечной композиции, соответствующее техническим и эстетическим требованиям данных правил.  Сущностью проблемы является комбинационная игра. Количество шашек в начальной позиции от 7 для одной из сторон в русских шашках (8 в стоклеточных шашках), до 12 для каждой из  сторон в русских шашках (20 в стоклеточных шашках), включая соотношения 5х7, 6х7 и 6х8 в русских шашках (6х7 в стоклеточных шашках).  Проблема имеет задание: «Белые начинают и выигрывают» (сокращенно: «Выигрыш»). В русских шашках допускается задание: «Белые начинают и делают ничью» (сокращенно: «Ничья»).

Богатство содержания проблемы (миниатюры) определяется как совокупность выполнения всех ниже перечисляемых технических и  эстетических требований и оказывает определяющее влияние на качество проблемы.

2.1.2. Силовое подразделение внутри жанров.

Для русских шашек:

a) Миниатюры (от – 5 шашек для белых, до - 6 шашек для каждой из сторон).

b) Проблемы (от – 7 шашек для одной из сторон, до - 12 шашек для каждой из сторон, включая соотношения 5х7, 6х7 и 6х8).

Для стоклеточных шашек:

a) Миниатюры (от – 5 шашек для белых, до - 7 шашек для каждой из сторон).

b Малые проблемы (от – 8 шашек для одной из сторон, до  - 9 шашек для каждой из сторон, включая соотношение 7х8);

c) Средние проблемы (от – 10 шашек для одной из сторон, до  - 12 шашек для каждой из сторон, включая соотношение 9х10);

d) Большие проблемы (от – 13 шашек для одной из сторон, до  - 15 шашек для каждой из сторон, включая соотношения 11х13, 12х13 и 12х14);

e) Проблемы-гиганты (от – 16 шашек для одной из сторон, до - 20 шашек для каждой из сторон, включая соотношения 14х16, 15х16 и 15х17).

2.1.3. Составляющие проблемы.

а) Начальная позиция;

b) Вступление;

с) Основная (комбинационная) часть;

d) Эндшпиль;

е) Финал (или мотив, система).

Обязательные составляющие части, без которых проблема не существует: a), c), e).

2.1.4. Начальная позиция.

Начальная позиция – это приведенное автором, соответствующее правилам игры, расположение шашек на шашечной доске. Первый ход белых не должен быть ударным.

В начальной позиции для миниатюр в русские и стоклеточные шашки малых и средних проблем в стоклеточные шашки: превышение сил белых над силами черных не должно быть более чем две шашки; превышение сил черных над силами белых не должно быть более одной шашки.

Для проблем в русские шашки, больших проблем и проблем-гигантов в стоклеточных шашках превышение сил черных над силами белых не должно быть более, чем две шашки.

2.1.5. Вступление.

Вступление – (жертва, позиционная игра, размен) решает как вопросы необходимости соблюдения технических требований к проблеме, так и вопросы непосредственно творческие, такие как поиск дополнительных вариантов и ложных следов, углубление. Вступление заканчивается тихим ходом черных. Вступление в проблеме может отсутствовать.

2.1.6. Основная (комбинационная) часть.

Основная (комбинационная) часть - (прямая комбинация, контр-комбинация и их последовательное и параллельное – в вариантах – сочетание) осуществляет показ новых, углубление и видоизменение известных идей.

Комбинация – форсированный вариант, основанный на жертвах шашек и приводящий к заключительному удару, или тихому ходу. В комбинации должен присутствовать хотя бы один ударный ход нападающей стороны. Размен является микро-комбинацией.

Комбинация может присутствовать, кроме основной (комбинационной) части, так же во вступлении и в эндшпиле. В этом случае вступление и эндшпиль входят составляющими частями в основную (комбинационную) часть.

2.1.7. Эндшпиль.

Эндшпиль – позиционная игра, возникающая после основной комбинационной части. Очередь хода (ход должен быть не ударным) в ней принадлежит черным. Эндшпиль должен соответствовать техническим и эстетическим требованиям, принятым для этюдов, за исключением обязательной вариантности игры. Цель эндшпиля в проблеме – эстетическое завершение композиции.  Эндшпиль в проблеме может отсутствовать, то есть проблема сразу может завершиться финалом (или мотивом, системой) минуя эндшпиль.

2.1.8. Финал – экономная заключительная позиция с выполненным заданием, (отсутствие черных шашек, или их блокирование). Не может считаться экономным блокирование в котором присутствуют белые шашки нужные для блокировки, но не нужные для выигрыша. [Примеры: Русские шашки - Белые: простые b2 c1, Черные: простая a3: b2 здесь для выигрыша не нужна; Белые: дамки е1 h2 простая g3, Черные: дамка g1 простые f2 h4: g3 здесь для выигрыша не нужна; стоклеточные шашки -  Белые: простые 41 47, Черные: простая 36: 41 здесь для выигрыша не нужна; Белые: дамки 45 49 простая 40, Черные: дамка 50 простые 35 44: 40 здесь для выигрыша не нужна].Очередь хода в финале принадлежит черным.

2.1.9. Мотив - экономная эндшпильная позиция, в которой черные до полной отдачи своих  шашек (простых или дамок), могут сделать максимум один ход не приводящий к их неминуемой жертве. Очередь хода в мотиве принадлежит черным, и ход этот не должен быть ударным. Игра от момента возникновения мотива до предполагаемого финала в решении не приводится.

Мотивы подразделяются на три категории:

А) Мотивы, точной игрой приводящие к экономному финалу. [Примеры: Русские шашки - Белые: простая a1, Черные: простая a3: (b2),c3; Белые: дамка a1, Черные: дамка h8: (g7), h8; Белые: дамка f6, Черные: простые a3 d6 h8: (b2), a1(e5), f6(g7), h8; стоклеточные шашки -  Белые: простая 46, Черные: простая 36: (41),37; Белые: дамка 46, Черные: дамка 5: (10), 5; Белые: дамка 14, Черные: простые 5 13 36: (41), 46(19), 14(10), 5.].

В) Мотивы, точной игрой приводящие к неэкономному финалу. [Примеры: Русские шашки - Белые: простые a1,h2, Черные: простые a3, h4; стоклеточные шашки -  Белые: простые 45,46, Черные: простые 35, 36].

С) Мотивы, неточной игрой приводящие к экономному или неэкономному финалу.  К ним относятся мотивы с одной белой шашкой (простой или дамкой), где у черных  более одного хода до неминуемой отдачи. [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка c1, Черные: простая c5; Белые: дамка a1, Черные: простые a3 a7; Белые: дамка a1, Черные: простые a3 a7 h8; Белые: дамка a3, Черные: простые a5 a7 b8; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 47, Черные: простая 27; Белые: дамка 46, Черные: простые 36 16; Белые: дамка 46, Черные: простые 36 16 5; Белые: дамка 36, Черные: простые 26 16 6].

2.1.10. Система - эндшпильная позиция с двумя (как минимум) КВ, традиционно составителями на КВ не разделяемая. Очередь хода в системе принадлежит черным, и ход этот не должен быть ударным. [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка b6 простая h2, Черные: простые f2, h4;  стоклеточные шашки  - Белые: дамка 11 простая 45, Черные: простые 35, 44].

2.1.11. Композиционный вариант (КВ) – вариант с точной игрой и единственным решением, заканчивающийся финалом (или мотивом, системой).

Главный вариант (при необходимости ссылки на него, обозначается буквами  (VP) в проблеме называется тематическим вариантом.

Повторные варианты («секвенции») – варианты полностью повторяющие КВ авторского решения, в проблеме являются самостоятельными вариантами и положительно влияют на оценку проблемы.

2.1.12. Композиционный ложный след  (КЛС) и композиционная иллюзорная игра (КИИ) . КЛС – отличающееся от авторского, миражное решение (проблемы, или  КВ), приводящее к выполнению задания во всех вариантах (которые являются КИИ), кроме одного, имеющего точное опровержение со стороны черных.

КЛС и КИИ не оцениваются самостоятельно, но положительно влияют на оценку КВ (в которых они находятся), и проблемы в целом.

Наряду с КЛС и КИИ в проблеме допускаются не композиционные ложные следы и иллюзорная игра: ЛС и ИИ.

2.1.13. Решение проблемы – это сочетание КВ (КЛС, КИИ), выражающих авторскую идею. Решение должно быть приведено до конца, до финала (или мотива, системы). Недопустимо прерывать решение для сокрытия дуали.

2.2 Технические требования к проблеме

Нарушение технических требований аннулирует проблему (или КВ, КЛС, КИИ).

2.2.1. Легальность. Начальная позиция проблемы должна быть легальной, т.е. соответствовать правилам игры. В том случае, когда последнее нападение черных («готовый удар») кажется невозможным, автор должен привести доказательство его возможности по действующим правилам для данного вида шашек на период проведения соревнования по композиции. Доказательство легальности должно начинаться из позиции, в которой ни одна шашка ни белых ни черных не находится под ударом.

2.2.2. Совпадение. Проблема должна быть оригинальной, т.е. не совпадающей с существующей проблемой или с известной, опубликованной игровой позицией.

Вариация (несущественное видоизменение решения известной опубликованной позиции) не влечет за собой изменения авторства.

Вопрос изменения авторства в случае углубления известной опубликованной позиции, изменения конструкции и эндшпиля, рассматривается судейской коллегией отдельно в каждом конкретном случае.

2.2.3. Решаемость. В проблеме не должно быть усиления игры черных, приводящего к невыполнению задания.

2.2.4. Единственность решения проблемы (или КВ) требует, чтобы задание выполнялось единственным путем. Серия ходов, ведущая к выполнению задания, отличающаяся от указанной автором в качестве КВ, и заканчивающаяся другой, не авторской, заключительной позицией называется побочным решением.

2.2.5. Дуаль – неточный ход, неточная игра в КВ, КЛС, КИИ не изменяющая сути авторского замысла. К ним относятся:

- перестановка ходов;

- жертва разных шашек;

- движение простой через соседние поля доски (“альтернативный ход”);

- ход дамкой на разные поля одной диагонали, без изменения игры в КВ;

- окончание удара дамкой на разные поля одной диагонали, без изменения игры в КВ;

- удлинение решения на один ход без повторения позиции;

- задержка решения с повторением позиции;

- альтернативный удар:

a) круговой удар в разных направлениях [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка d8, Черные: простые b4 c7 e7 f4, - d8:a5:d8 / d8:g5:d8; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 2, Черные: простые 7 8 21 23, - 2:16:2 / 2:19:2];

b) круговой удар являющийся частью более сложного удара [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка h2, Черные: простые c7 e7 g3 g5 g7, - h2:f4:h6:b8 / h2:d6:f8:b8; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 45, Черные: простые 7 9 10 20 40, - 45:29:15:1 / 45:18:4:1;];

c) удар с изменением рисунка подударной цепи [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка f8, Черные: простые d4 e5 e7 g7, - f8:d6:h6 / f8:c5:h6; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 4, Черные: простые 18 20 28 32, - 4:22:15 / 4:27:15].

Для эндшпиля в русских и стоклеточных шашках, и для основной комбинационной части в русских шашках в каждом КВ, КЛС, КИИ допускается лишь одна дуаль за исключением случаев, когда второй дуалью в КВ является неточный финальный удар.

Для вступления и основной комбинационной части в стоклеточных шашках наличие дуали недопустимо.

2.2.6. Экономность. Проблема должна быть экономной по форме. В ней не должно быть статистов – шашек не несущих никакой нагрузки, которые без ущерба для авторского замысла можно убрать с доски.

Экономность финала (или мотива, системы) – у белых в финале (или мотиве, системе) не должно быть лишних шашек, не нужных для выполнения задания.

Экономность блокировки в проблемах заключается в отсутствии лишних белых шашек не нужных для выполнения задания –  выигрыша. Качество блокирующих шашек во внимание не принимается.

Часть требований экономности проблемы отнесена к эстетическим требованиям п.2.3.5.

2.3. Эстетические требования к проблеме

Нарушение эстетических требований снижает качество проблемы.

2.3.1. Оригинальность замысла:

а) тематическая новизна: поиск новых тем, новое сочетание известных тем, финалов (или мотивов, систем), КВ (КЛС, КИИ);

b) идейная новизна: поиск новых идей, красивое оформление известных идей, приемов игры.

2.3.2. Красота решения. Красота решения достигается с помощью неочевидных, трудно находимых ходов, в сочетании с эффектными финалами (или мотивами, системами).

В стоклеточных шашках, в проблемах более ценится отдача белых шашек с выбором большинства, чем отдача белых шашек без такого выбора.

2.3.3. Вариантность игры. В проблеме допускается наличие только одного КВ. Другие варианты могут быть не композиционными. Наличие двух и более КВ обогащает содержание проблемы.

2.3.4. Чистота решения. Решение проблемы должно быть чистым - без дуалей во вступлении и основной (комбинационной) части. В эндшпиле должен присутствовать хотя бы один КВ отвечающий техническим и эстетическим требованиям принятым к этюдам. Отсутствие  дуалей в КВ, КЛС, КИИ определяет положительное эстетическое восприятие проблемы.

2.3.5. Практичность и экономность. Естественная расстановка шашек в начальной позиции проблемы традиционно более приемлема, однако не является догмой. Оформление идеи меньшим количеством шашек (экономно, или в качестве миниатюры) так же не имеет существенного значения. Ни одна из силовых разновидностей проблемы не может иметь преимущества над другой.

Экономность проблемы предусматривает:

- активное участие всех шашек в решении;

- отсутствие пассивных шашек. Пассивная шашка – это черная шашка, которая не участвует в решении до финала (или мотива, системы). В отличие от статиста, пассивная шашка не может быть снята с доски без ущерба для авторского замысла.

В стоклеточных шашках существует понятие экономной жертвы. Экономной жертвой считается:

- жертва двух шашек в случае прохода бьющей шашки (простой) через дамочное поле;

- жертва двух и более шашек, если в этом случае возникает разделение на варианты;

- если жертва создает экономный иллюзорный выбор взятия при использовании правила «большинства». В остальных случаях отдача двух и более шашек считается не экономной.

Жертвой с иллюзорным выбором боя являются:

- жертва, в которой есть хотя бы одна пара направлений взятия отличающаяся друг от друга по количеству побитых шашек только одной шашкой (1х2, 1х2х4, 1х3х4);

- жертва совмещающая иллюзорный и реальный выбор взятия (1х3х3, 1х4х4).

Другие взятия (например 1х3, 1х3х5, 1х1х3) не являются экономными.

В эндшпиле жертвы с иллюзорным выбором боя не подразделяются на экономные и не экономные.

2.4. Дополнение.

Для стоклеточных шашек: «ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ПРОБЛЕМ.  CPI FMJD», Январь-Апрель 2002г. допускают три уровня правил композиции  с точки зрения соответствия тематического варианта техническим определениям, указанным в статьях «ПКП»: Базовые правила (RB); Мастерские правила (RM); Суперправила (RS).

Техническое качество проблемы зависит от того, насколько близко проблема соответствует RS. Наилучшим является полное соответствие проблемы RS. Однако это не означает, что проблема, которая соответствует RS, автоматически имеет преимущество над проблемой, которая  соответствует RM.

Базовые правила (RB).

Проблема соответствует RB, если:

а) начальная позиция легальна;

b) в начальной позиции количество чёрных шашек не превышает двух шашек по отношению к количеству белых шашек;

с) проблема имеет решение;

d) проблема имеет только одно решение, указанное автором;

е) в проблеме нет дуали на первом ходу решения.

Таким образом, любая изобретенная (или случившаяся в партии позиция) может рассматриваться как произведение шашечной композиции, если она соответствует RB.

Мастерские правила (RM).

Проблема соответствует RM, если она имеет решение, указанное автором как Основной тематический вариант (ТВ), и если её основной ТВ (ОТВ)удовлетворяет следующим требованиям   (если в Проблеме есть только один ТВ, тогда этот один ТВ рассматривается в качестве ОТВ):

а) начальная позиция легальна;

b) В начальной позиции количество чёрных шашек не превышает одну шашку по отношению к количеству белых шашек [Исключение: только для проблем-гигантов разрешён перевес чёрных в две шашки в начальной позиции по отношению к количеству белых шашек, но в этом случае в проблеме не должно быть никакой дуали.], или же количество белых шашек не превышает двух шашек по отношению к количеству черных шашек;

с) Проблема имеет только одно решение, указанное автором;

d) Нет дуали в предварительной игре и в комбинации;

   e) В развитии игры в эндшпильной позиции дуаль отсутствует, или же есть не более одного вида дуали [кроме одного случая с единственной белой дамкой, в этом случае дуаль недопустима], присутствие двух видов дуали в одном и том же ТВ и в одном и том же ходе также не допускается;

f) Если эндшпильная позиция не содержит пассивных шашек;

g) Если нет статистов.

Если в проблеме присутствуют несколько ТВ, то тогда только ОТВ должен быть композиционным; в этом случае  несоответствие других ТВ требованиям предъявляемым к композиционному варианту не является негативным фактором для тех других ТВ и для проблемы в целом.

Разница в одну шашку между белыми и чёрными в начальной позиции (или равенство сил сторон) может быть указана в условиях соревнования в качестве требования, в таком случае пункты “b” и /или “с” более недействительны. Организаторы соревнования вправе включить пункт g) из  “Суперправил” (о недопустимости присутствия пассивных шашек) в качестве специального условия соревнования.

Суперправила (RS).

Проблема соответствует RS, если она имеет решение, указанное автором как основной тематический вариант, и если её основной ТВ удовлетворяет следующим требованиям (если в Проблеме есть только один ТВ, тогда этот один ТВ рассматривается в качестве ОТВ):

а) начальная позиция легальна;

b) в начальной позиции представлено либо равенство шашек белых и черных, либо разница в количестве шашек в начальной позиции между белыми и чёрными составляет не более, чем одну шашку;

c) проблема имеет только одно решение, указанное автором;

d) полное отсутствие дуалей;

e) нет пассивных шашек и статистов;

f) все жертвы белых шашек и жертвы на “большинство” экономны.

Если в проблеме присутствуют несколько ТВ, то тогда только ОТВ должен быть композиционным; в этом случае  несоответствие других ТВ требованиям предъявляемым к композиционному варианту не является негативным фактором для тех других ТВ и для проблемы в целом.

Равенство шашек белых и черных в начальной позиции  может быть указано в условиях соревнования в качестве требования, в таком случае пункт “ b ” более недействителен.

3. ЭТЮДЫ            

3.1. Определение этюда, элементы формы и содержания этюда.

3.1.1. Этюд - произведение шашечной композиции, соответствующее техническим и эстетическим требованиям данных правил,  с игрой, характерной для эндшпиля и количеством шашек у белых не более четырех, у черных - не более шести. Этюд может иметь одно из двух заданий: "Белые начинают и выигрывают", "Белые начинают и делают ничью". Первый ход белых не должен быть ударным.

Богатство содержания этюда определяется как совокупность выполнения всех ниже перечисляемых технических и  эстетических требований и оказывает определяющее влияние на качество этюда.

3.1.2. Композиционный вариант (КВ) – вариант с точной игрой и единственным решением, заканчивающийся финалом (или мотивом, системой). Этюд должен иметь не менее двух различных композиционных вариантов.

Повторные варианты («секвенции») – это варианты полностью повторяющие КВ авторского решения. Они не оцениваются самостоятельно, но положительно влияют на оценку КВ, которые они дополняют.

3.1.3. Композиционный ложный след  (КЛС) и иллюзорная игра (КИИ) . КЛС - отличающееся от авторского, миражное решение (этюда, или  КВ), приводящее к выполнению задания во всех вариантах (которые являются КИИ), кроме одного, имеющего точное опровержение со стороны черных.

КЛС и КИИ не оцениваются самостоятельно, но положительно влияют на оценку КВ (в которых они находятся), и проблемы в целом.

3.1.4. Финал – экономная заключительная позиция с выполненным заданием, (отсутствие черных шашек, или их экономное блокирование). Не может считаться экономным блокирование в котором присутствуют белые шашки нужные для блокировки, но не нужные для выигрыша. [Примеры: Русские шашки - Белые: простые b2 c1, Черные: простая a3: b2 здесь для выигрыша не нужна; Белые: дамки е1 h2 простая g3, Черные: дамка g1 простые f2 h4: g3 здесь для выигрыша не нужна; стоклеточные шашки -  Белые: простые 41 47, Черные: простая 36: 41 здесь для выигрыша не нужна; Белые: дамки 45 49 простая 40, Черные: дамка 50 простые 35 44: 40 здесь для выигрыша не нужна].Очередь хода в финале принадлежит черным.

3.1.5. Мотив - экономная эндшпильная позиция, в которой черные до полной отдачи своих  шашек (простых или дамок), могут сделать максимум один ход не приводящий к их неминуемой жертве. Очередь хода в мотиве принадлежит черным, и ход этот не должен быть ударным. Игра от момента возникновения мотива до предполагаемого финала в решении не приводится.

Мотивы подразделяются на три категории:

А) Мотивы, точной игрой приводящие к экономному финалу. [Примеры: Русские шашки - Белые: простая a1, Черные: простая a3: (b2),c3; Белые: дамка a1, Черные: дамка h8: (g7), h8; Белые: дамка f6, Черные: простые a3 d6 h8: (b2), a1(e5), f6(g7), h8; стоклеточные шашки -  Белые: простая 46, Черные: простая 36: (41),37; Белые: дамка 46, Черные: дамка 5: (10), 5; Белые: дамка 14, Черные: простые 5 13 36: (41), 46(19), 14(10), 5.].

В) Мотивы, точной игрой приводящие к неэкономному финалу.  [Примеры: Русские шашки - Белые: простые a1,h2, Черные: простые a3, h4; стоклеточные шашки -  Белые: простые 45,46, Черные: простые 35, 36].

С) Мотивы, неточной игрой приводящие к экономному или неэкономному финалу.  К ним относятся мотивы с одной белой шашкой (простой или дамкой), где у черных  более одного хода до неминуемой отдачи. [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка c1, Черные: простая c5; Белые: дамка a1, Черные: простые a3 a7; Белые: дамка a1, Черные: простые a3 a7 h8; Белые: дамка a3, Черные: простые a5 a7 b8; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 47, Черные: простая 27; Белые: дамка 46, Черные: простые 36 16; Белые: дамка 46, Черные: простые 36 16 5; Белые: дамка 36, Черные: простые 26 16 6].

3.1.6. Система - эндшпильная позиция с двумя (как минимум) КВ, традиционно этюдистами на КВ не разделяемая. Очередь хода в системе принадлежит черным, и ход этот не должен быть ударным. [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка b6 простая h2, Черные: простые f2, h4;  стоклеточные шашки  - Белые: дамка 11 простая 45, Черные: простые 35, 44].

3.1.7. Решение этюда – это сочетание КВ (КЛС, КИИ), выражающих авторскую идею. Решение должно быть приведено до конца, до финала (или мотива, системы). Недопустимо прерывать решение для сокрытия дуали.

3.2 Технические требования к этюду

Нарушение технических требований аннулирует этюд (или КВ, КЛС, КИИ).

3.2.1. Легальность. Начальная позиция этюда должна быть легальной, т.е. соответствовать правилам игры. В том случае, когда последнее нападение черных («готовый удар») кажется невозможным, автор должен привести доказательство его возможности. Доказательство легальности должно начинаться из позиции, в которой ни одна шашка ни белых ни черных не находится под ударом.

3.2.2. Совпадение. Этюд должен быть оригинальным, т.е. не совпадающим с существующим этюдом или с известной, опубликованной игровой позицией.

Вариация (несущественное видоизменение решения известной опубликованной позиции) не влечет за собой изменения авторства.

Углубление известной опубликованной позиции засчитывается новому автору в том случае, если он добавил не менее двух КВ (композиционных вариантов).

При добавлении одного КВ вопрос изменения авторства рассматривается судейской коллегией отдельно в каждом конкретном случае.

3.2.3. Решаемость. В этюде не должно быть усиления игры черных, приводящего к невыполнению задания.

3.2.4. Единственность решения этюда (или КВ) требует, чтобы задание выполнялось единственным путем. Серия ходов, ведущая к выполнению задания, отличающаяся от указанной автором в качестве КВ, и заканчивающаяся другой, не авторской, заключительной позицией называется побочным решением.

3.2.5. Дуаль – неточный ход, неточная игра в КВ, КЛС, КИИ не изменяющая сути авторского замысла. К ним относятся:

- перестановка ходов;

- жертва разных шашек;

- движение простой через соседние поля доски (“альтернативный ход”);

- ход дамкой на разные поля одной диагонали, без изменения игры в КВ;

- окончание удара дамкой на разные поля одной диагонали, без изменения игры в КВ;

- удлинение решения на один ход без повторения позиции;

- задержка решения с повторением позиции;

- альтернативный удар:

a) круговой удар в разных направлениях [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка d8, Черные: простые b4 c7 e7 f4, - d8:a5:d8 / d8:g5:d8; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 2, Черные: простые 7 8 21 23, - 2:16:2 / 2:19:2];

b) круговой удар являющийся частью более сложного удара [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка h2, Черные: простые c7 e7 g3 g5 g7, - h2:f4:h6:b8 / h2:d6:f8:b8; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 45, Черные: простые 7 9 10 20 40, - 45:29:15:1 / 45:18:4:1;];

c) удар с изменением рисунка подударной цепи [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка f8, Черные: простые d4 e5 e7 g7, - f8:d6:h6 / f8:c5:h6; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 4, Черные: простые 18 20 28 32, - 4:22:15 / 4:27:15].

В каждом КВ, КЛС, КИИ допускается лишь одна дуаль за исключением случаев, когда второй дуалью в КВ является неточный финальный удар.

Дуаль до разветвления на КВ приравнивается к побочному решению.

3.2.6. Экономность. Этюд должен быть экономным по форме. В нем не должно быть статистов – шашек не несущих никакой нагрузки, которые без ущерба для авторского замысла можно убрать с доски.

Экономность финала (или мотива, системы) – у белых в финале (или мотиве, системе) не должно быть лишних шашек, не нужных для выполнения задания.

Экономность блокировки в этюдах заключается в отсутствии лишних белых шашек не нужных для выполнения задания –  выигрыша. Качество блокирующих шашек во внимание не принимается.

3.3. Эстетические требования к этюду

Нарушение эстетических требований снижает качество этюда.

3.3.1. Оригинальность замысла:

а) тематическая новизна: поиск новых тем, новое сочетание известных тем, финалов (или мотивов, систем), КВ (КЛС, КИИ);

b) идейная новизна: поиск новых идей, красивое оформление известных идей, приемов игры.

3.3.2. Красота решения. Красота решения достигается с помощью неочевидных, трудно находимых ходов, в сочетании с эффектными финалами (или мотивами, системами). Тонкие, “тихие” маневры (цепь ходов), как правило, более ценны, чем форсированная игра.

В стоклеточных шашках в форсированной игре более ценится отдача белых шашек с выбором большинства, чем отдача белых шашек без такого выбора.

3.3.3. Вариантность игры. По определению этюд должен содержать не менее двух КВ. И чем больше полноценных (многоходовых) КВ, КЛС. КИИ в этюде, тем богаче содержание этюда.

3.3.4. Чистота решения. Решение этюда должно быть чистым, содержащим как можно меньше дуалей. Отсутствие  (уменьшение количества) дуалей в КВ, КЛС, КИИ определяет положительное эстетическое восприятие этюда.

Не приветствуется использование мотива категории «С» в КВ (КЛС, КИИ), в которых присутствует одна дуаль.

3.3.5. Практичность и экономность. Естественная расстановка шашек в начальной позиции этюда традиционно более приемлема. Предпочтительнее оформление идеи меньшим количеством шашек (экономно, или в качестве миниатюры). Экономность этюда предусматривает так же:

- отсутствие размена в начале решения (“надставка”);

- активное участие всех шашек в решении;

- отсутствие пассивных шашек. Пассивная шашка – это черная шашка, которая не участвует в решении до финала (или мотива, системы).

Следует избегать исходных позиций с нападением черных (“готовый удар”).

Не желательно использовать в этюде дамки не по назначению. Единственное оправдание использованию дамки вместо простой, без обогащения содержания,  это предотвращение побочного решения.

4. ЗАДАЧИ            

4.1. Определение задачи, элементы формы и содержания задачи.

4.1.1. Задача - произведение шашечной композиции, соответствующее техническим и эстетическим требованиям данных правил,  с заданием: «Белые начинают и запирают (блокируют) n шашек (простых, дамок, дамок с простыми) черных». Задание сокращенно: «Запереть дамку и простую» (или «Д+П»), «Запереть простую» («П»), «Запереть дамку» («Д»)  и.т.д.

Традиционно в этот жанр на равных на соревнования допускаются задачи в поддавки – композиции с заданием: "Белые начинают и запирают (блокируют) n своих шашек (простых, дамок, дамок с простыми)». Задание сокращенно: «Запереть свои дамку и простую» (или «Свои Д+П»), «Запереть свою простую» («Свою П»), «Запереть свою дамку» («Свою Д»)  и.т.д.

Богатство содержания задачи определяется как совокупность выполнения всех ниже перечисляемых технических и  эстетических требований и оказывает определяющее влияние на качество задачи.

4.1.2. Композиционный вариант (КВ) – вариант с точной игрой и единственным решением, заканчивающийся финалом на запирание (блокировку). Задача должна иметь не менее двух различных композиционных вариантов с различными финалами.

Повторные варианты («секвенции») – это варианты полностью повторяющие КВ авторского решения. Они не оцениваются самостоятельно, но положительно влияют на оценку КВ которые они дополняют.

4.1.3. Композиционный ложный след  (КЛС) и композиционная иллюзорная игра (КИИ). КЛС - отличающееся от авторского, миражное решение (задачи, или  КВ), приводящее к выполнению задания во всех вариантах (которые являются КИИ), кроме одного, имеющего точное опровержение со стороны черных.

КЛС и КИИ не оцениваются самостоятельно, но положительно влияют на оценку КВ (в которых они находятся), и проблемы в целом.

4.1.4. Финал – экономная заключительная позиция с выполненным заданием: запиранием (блокировкой). Очередь хода в финале принадлежит черным.

4.1.5. Решение задачи – это сочетание КВ (КЛС, КИИ), выражающих авторскую идею. Решение должно быть приведено до конца, до финала, который записывается здесь же в скобках. Например: для русских шашек [(a1)-b2], [a3], [(a1)], для стоклеточных шашек [(46)-41], [36], [(46)] и.т.д.

4.2 Технические требования к задаче

Нарушение технических требований аннулирует задачу.

4.2.1. Совпадение. Задача должна быть оригинальной, т.е. не совпадающей с существующей, ранее опубликованной задачей. Участие в соревновании приравнивается к публикации.

Вариация (несущественное видоизменение решения известной опубликованной задачи) не влечет за собой изменения авторства.

Углубление известной опубликованной задачи засчитывается новому автору в том случае, если он добавил хотя бы один КВ с новым финалом.

4.2.2. Решаемость. В задаче не должно быть усиления игры черных, приводящего к невыполнению задания.

4.2.3. Единственность решения задачи (или КВ) требует, чтобы задание выполнялось единственным путем. Серия ходов, ведущая к выполнению задания, отличающаяся от указанной автором в качестве КВ, называется побочным решением.  При этом финал (блокировка) может быть как авторским, так и иным равным по качеству запираемого (блокируемого) материала. Возможны побочные решения с превышением задания. Например, при задании «Запереть простую», заперты «две простые», или «дамка с простой». Запирание: дамки вместо простой; двух и более простых вместо дамки не является выполнением задания.

4.2.4. Дуаль – неточный ход, неточная игра в КВ, КЛС, КИИ не изменяющая сути авторского замысла. К ним относятся:

- перестановка ходов  (жертва разных шашек);

- движение простой через соседние поля доски (“альтернативный ход”);

- ход дамкой на разные поля одной диагонали, без изменения игры в КВ;

- окончание удара дамкой на разные поля одной диагонали, без изменения игры в КВ;

- удлинение решения на один ход без повторения позиции;

- задержка решения с повторением позиции;

- альтернативный удар:

a) круговой удар в разных направлениях [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка d8, Черные: простые b4 c7 e7 f4, - d8:a5:d8 / d8:g5:d8; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 2, Черные: простые 7 8 21 23, - 2:16:2 / 2:19:2];

b) круговой удар являющийся частью более сложного удара [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка h2, Черные: простые c7 e7 g3 g5 g7, - h2:f4:h6:b8 / h2:d6:f8:b8; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 45, Черные: простые 7 9 10 20 40, - 45:29:15:1 / 45:18:4:1;];

c) удар с изменением рисунка подударной цепи [Примеры: Русские шашки - Белые: дамка f8, Черные: простые d4 e5 e7 g7, - f8:d6:h6 / f8:c5:h6; стоклеточные шашки  - Белые: дамка 4, Черные: простые 18 20 28 32, - 4:22:15 / 4:27:15].

В каждом КВ, КЛС, КИИ допускаются только две дуали.

Дуаль до разветвления на КВ приравнивается к побочному решению.

4.2.5. Экономность. Задача должна быть экономна по форме. В ней не должно быть статистов – шашек не несущих никакой нагрузки, которые без ущерба для авторского замысла можно убрать с доски.

Экономность финала (блокировки) – у белых в финале не должно быть лишних шашек, не нужных для выполнения задания (непосредственно блокировки).

4.3. Эстетические требования к задаче

Нарушение эстетических требований снижает качество задачи.

4.3.1. Оригинальность замысла:

а) тематическая новизна: поиск новых тем, новое сочетание известных тем, финалов, КВ (КЛС, КИИ);

b) идейная новизна: поиск новых идей, красивое оформление известных идей, приемов игры.

4.3.2. Красота решения. Красота решения достигается с помощью неочевидных, трудно находимых ходов, в сочетании с эффектными финалами.

В стоклеточных шашках в форсированной игре более ценится отдача белых шашек с выбором большинства, чем отдача белых шашек без такого выбора.

4.3.3. Вариантность игры. По определению задача должна содержать не менее двух КВ с различными финалами. И чем больше полноценных (многоходовых) КВ, КЛС, КИИ в задаче, чем больше в ней  различных финалов, тем богаче её содержание.

4.3.4. Чистота решения. Решение задачи должно быть чистым, содержащим как можно меньше дуалей. Отсутствие  (уменьшение количества) дуалей в КВ, КЛС, КИИ определяет положительное эстетическое восприятие задачи.

4.3.5. Экономность. Предпочтительнее оформление идеи меньшим количеством шашек (экономно, или в качестве миниатюры).

Экономность задачи предусматривает так же:

- отсутствие размена в начале решения (“надставка”);

- активное участие всех шашек в решении, отсутствие пассивных шашек («мертвых шашек»). Пассивные шашки («мертвые шашки») – это шашки косвенно участвующие в решении в качестве ограничителя игрового пространства, помогающего осуществлению авторской идеи, не двигаясь при этом с места на протяжении всего решения. Пассивные шашки неизменно присутствуют во всех финалах, являясь их частью.

Не желательно использовать в задаче дамки не по назначению. Единственное оправдание использованию дамки вместо простой, без обогащения содержания,  это предотвращение побочного решения.

4.3.6. Практичность. Естественная расстановка шашек в начальной позиции никогда не была требованием для жанра задач. Не требуется в жанре задач и доказательства легальности. Однако следует избегать исходных позиций с нападением черных (“готовый удар”).

5. ПУБЛИКАЦИЯ И ПРИОРИТЕТ.

5.1. Публикация

Шашечная композиция существует:

    с момента публикации в печати (тиражом не менее 100 экземпляров);

    с момента истечения последнего срока присылки на соревнование.

При публикации обязательна сопровождающая информация:

        имя и фамилия автора (соавторов);

        место жительства;

        диаграмма или позиция в нотации;

        задание.

5.2. Приоритет.

Приоритет – это право авторства на композицию. Приоритет автора на шашечную композицию начинается с момента ее существования. При перепечатках необходимо указание автора и ссылка на первоисточник.

5.3. Предшественники и переработка.

Предшественником шашечной композиции является ранее опубликованная шашечная композиция с одинаковыми темой, или идеей.

Различают полного и частичного предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором — только содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения — видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника, теряет право на существование.

При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора , «А» и нового — «Б». Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией, «А», ниже которой указывается «Переработка «Б». Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции новая публикуется под фамилией «Б», а ниже указывается «По «А». Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования.

По согласованию с автором старой композиции другой составитель может ее исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное («А» и «Б»).

Автор имеет право на любые вариации своего произведения и право на их публикацию или предоставление на соревнования. В последнем случае, при предоставлении на одно соревнование нескольких вариаций, в зачет идет только одна из них. Композиция, в которой обнаружен дефект, может быть исправлена любым композитором. Однако в течении пяти лет (с момента обнаружения дефекта), привилегию на исправление позиции имеет автор.

Композиция, забракованная на соревновании по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие только в одном новом соревновании (помимо ближайшего чемпионата РБ).

6. СОРЕВНОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПОЗИЦИЙ.

Основными видами личных и командных соревнований по шашечной композиции являются конкурсы, чемпионаты, матчи. Соревнования проводят национальные Федерации шашек, клубы, редакции газет, журналов и др. Все дополнительные условия, кроме изложенных в настоящем кодексе, оговариваются положением проводимого соревнования.

6.1. Конкурсы.

В конкурсе составления композиций выявляются лучшие произведения из числа присланных на данное соревнование.

Конкурсы делятся на свободные по теме и тематические (на заданную тему), открытые (судьям известны авторы композиций; а так же свободное участие по региональному признаку) и закрытые (судьям авторы композиций неизвестны; а так же ограниченные рамками региона) . Организаторы свободны в выборе для соревнования систем игр и жанров шашечной композиции.

В зависимости от состава участников проводятся международные, республиканские и местные (краевые, областные, городские) конкурсы.

Победители конкурса награждаются призами, дипломами, грамотами или свидетельствами,

В положении о проведении конкурса должны быть указаны: а) организация, проводящая конкурс; b) характер кон­курса (например, всесоюзный, тематический, открытый); c) разделы композиции; d) допустимое количество композиций от одного автора, количество экземпляров каждой композиции; e) адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий); f) порядок определения победителей; g) количество призов, другие отличия; h) состав судейской коллегии; k) срок опубликования предварительных итогов; l) срок, когда итоги входят в силу.

Организаторы конкурса обязаны: а) не позже оговоренного в положении срока опубликовать предварительные итоги; b) по истечении двух месяцев после опубликования предварительных итогов объявить окончательное присуждение с учетом полученных замечаний; c) после утверждения итогов разослать отличия победителям.

Количество произведений представляемых на один Конкурс Республики Беларусь — 4.

6.2. Чемпионаты.

Личный чемпионат (первенство) по композиции — соревнование, в котором определяются лучшие композиторы и лучшие произведения за определенный отрезок времени. По масштабу чемпионаты делятся на республиканские и местные (областные, городские и т, д.).

Победители чемпионата награждаются призами, медалями (жетонами), дипломами, грамотами.

В положении о проведении чемпионата должны быть указаны: а) период времени, за который он проводится; b) состав участников; c) разделы композиции; d) допустимое количество композиций от одного автора, количество экземпляров каждой композиции; e) адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий); f) порядок определения места, занятого участником; g) награждение победителей; h) состав судейской коллегии; k) срок опубликования предварительных и окончательных итогов; l) условия подачи заявок.

Одна и та же композиция может участвовать в местном и республиканском первенствах. Не разрешается участие одной и той же композиции в первенствах разных регионов и городов республики.

Чемпионаты Республики Беларусь проводятся по следующей методике:

– из присланных участниками произведений главный секретарь чемпионата готовит открытые материалы (с указанием авторов) для судей разделов;

– судья раздела выставляет свои оценки композициям по десятиочковой шкале с градацией в 0,25 очка и дает характеристику композициям (составляет отчет);

– каждый участник имеет право запросить и получить все композиции участвующие в Чемпионате РБ, для альтернативного судейства, однако, как альтернативный судья, не имеет права на официальную оценку композиций;

– каждый участник получает предварительный итог с характеристиками его позиций;

– подтверждение предварительных итогов или апелляции участника, аргументированные и с конкретными доказательствами, высылаются главному судье чемпионата;

– на основании всех материалов главный судья подводит окончательный итог;

– итоговые отчеты утверждает Федерация шашек РБ, после чего соревнование закончено и его итоги окончательны.

Количество произведений представляемых на один Чемпионат Республики Беларусь — 6.

6.3. Командные соревнования

Командные соревнования композиторов рекомендуется устраивать в форме матчей между командами республик, городов, областей. Матчи могут проводиться по принципу парных встреч или по принципу проведения конкурсов.

В матче по принципу парных встреч участники соревнуются попарно по соответствующему разделу (теме). Победитель каждой пары получает 1 очко, проигравший — 0. При одинаковом качестве композиций оба участника получают по пол-очка. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков, набранных ее участниками.

В матче по конкурсному принципу для каждого раздела дается тема, все композиции раздела образуют конкурс и получают оценку в соответствии с их качеством. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков, набранных ее участниками во всех разделах.

Примечание. Участник, не представивший в срок композицию или приславший ее с дефектом, получает 0 очков.

Каждая команда, участвующая в матче, должна иметь капитана, избираемого, как правило, из состава участников. Капитан команды является ее руководителем и посредником между участниками своей команды и судьей (судейской коллегией).

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ

7.1. Участник имеет право:

а) исправить, заменить или изъять свои произведения до окончания срока их присылки на соревнование; b) до подведения окончательных итогов обжаловать присуждение судьи раздела главному судье, а затем (если главный судья не изменил решения судьи раздела) — в соответствующую комиссию по композиции; c) обращаться к судье-секретарю по вопросам своего участия в соревновании; d) по окончании одного соревнования послать на другое свои отмеченные оценкой композиции.

Примечание. Если дефект в получившей отличие (приз, диплом, оценку) композиции обнаружен после подведения окончательных итогов, композиция не лишается отличия, а ее автор — места, занятого в соревновании. Однако после исправления дефекта композиция не имеет права участвовать в другом соревновании оригинальных произведений и при ее публикации указывается; ,,Исправление (переработка)".

7.2. Участник обязан:

Все участники соревнования обязаны: а) знать и выполнять статьи настоящих Правил, положение и регламент соревнования (незнание Правил и условий соревнования не может служить оправданием для их нарушения); b) решать все вопросы, связанные с проведением соревнования, только через судью-секретаря или капитана команды (в командных матчах), отвечать на запросы судьи раздела по уточнению решении, но не оспаривать оценки своих произведений; c) единообразно оформлять свои композиции — каждую на отдельном листе стандартного размера (30х21см. формат А-4) с полем для подшивки с левой стороны листа (шириной 3-4 см) ; d) приводить полные решения своих композиций и ,,ложные следы", отдельно от основного решения указывать варианты, необходимые для доказательства (в спорных случаях) единственности решения и решаемости; e) указывать в заявке на участие (на отдельном листе) фамилию, имя, отчество, год рождения, разряд (или звание) по композиции и практической игре, принадлежность к спортивному обществу, место работы и должность, домашний адрес.

8. СОРЕВНОВАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ КОМПОЗИЦИЙ

Одной из форм массовых соревнований по композиции являются конкурсы решения. Они проводятся с целью популяризации лучших композиций среди широких кругов любителей шашек и выявления лучших решателей. Конкурсы решения проблем, этюдов и задач бывают заочными и очными и могут проводиться любой организацией.

Порядок проведения конкурса решения следующий:

а) объявляются его условия — характер конкурса — годовой, праздничный и т. д.; жанр и количество композиций для решения; очки, начисляемые за решение каждой композиции; срок и адрес для присылки решения; порядок определения победителей; отличия для победителей — призы, дипломы и т. д.; срок опубликования решения композиций и итогов конкурса; b) определяются и награждаются победители — участники, набравшие наибольшую сумму очков за решение всех заданий.

Очки, начисляемые за решение каждой композиции, должны учитывать степень трудности решения. При определении суммы очков, набранных участником, следует учитывать полноту решения заданий и начислять дополнительные очки за нахождение побочных решений, нерешаемости, неточностей в игре.

В условиях конкурса композиции приводятся без указания их авторов, однако при опубликовании решений авторы должны быть названы.

Существуют и другие формы соревнований по решению проблем, этюдов и задач; личные, командные (лично-командные) первенства разных масштабов, матчи и т. д.

9. СУДЕЙСТВО

9.1. Комиссии по композиции

Судейство соревнований по составлению является одним из видов творческой работы в области композиции. Общее руководство этой судейской работой осуществляет Республиканская комиссия по композиции Федерации шашек РБ, на местах республиканские и областные комиссии. Комиссии решают также спорные вопросы об авторском приоритете, вносит изменения и дополнения в критерии оценок для судей, подготавливает для утверждения дополнения к существующему кодексу и разрядные нормативы.

9.2. Права и обязанности судей

Для проведения крупных соревнований по составлению (по нескольким разделам композиции) создаются судейские коллегии в составе главного судьи, главного секретаря (судьи-организатора) и судей по разделам.

9.3. Главный судья обязан: а) обеспечивать выполнение положения о соревновании; b) координировать работу судей разделов; c) давать рекомендации по оценке произведений судьям разделов (или самому участвовать в оценке, если это предусмотрено в положении); d) проверять отчеты судей по разделам; e) рассматривать жалобы участников на присуждение судей разделов; f) представлять итоговый отчет организаторам соревнования, а копию отчета и материалы соревнования — в соответствующую комиссию по композиции для учета и оценки итогов соревнования.

9.4. Главный секретарь обязан: а) вести контроль за поступлением композиций на соревнование; b) рассылать поступившие композиции судьям разделов; c) вести переписку с участниками соревнования по вопросам, связанным с проведением соревнования; d) участвовать в составлении итогового отчета; e) рассылать участникам предварительные и окончательные итоги соревнования и справки о выполнении классификационных баллов и норм в данном соревновании.

Знаменательные даты

1941
родился Р.Климашев, бывший президент ФШР.

Фотогалерея

Щецин 2008
Х молодежный ЧЕ по 100, Щецин
Х молодежный ЧЕ по 100, Щецин

Что нового на форумах

Последние сообщения из форума
Перейти к сообщениюskucno!(17958)
 от ALGIMANTAS
  22. Нояб 
Перейти к сообщениюГрустно(360)
 от dropash
  22. Нояб 
Перейти к сообщениюSalou 2018(0)
 от A.Presman
  22. Нояб 
Перейти к сообщениюДмитрий Соловьев(6)
 от letas
  21. Нояб 
Перейти к сообщениюWorld Draughts Forum(2)
 от Krzychumag
  21. Нояб 
Перейти к сообщениюThe Unofficial World Champions...(2)
 от Krzychumag
  20. Нояб 
Перейти к сообщениюРуПЛюК(1277)
 от vitala
  17. Нояб 
Перейти к сообщениюинтересно(1287)
 от ALGIMANTAS
  16. Нояб 
Перейти к сообщениюПолуфинал чемпионата Москвы по...(113)
 от kozel64a
  16. Нояб 
Перейти к сообщениюНовости CPI(585)
 от vitala
  16. Нояб 
Перейти к сообщениюМеждометия(317)
 от gluk
  15. Нояб 
Перейти к сообщениюСтатистика чемпионатов СССР(161)
 от ALGIMANTAS
  14. Нояб 
Перейти к сообщениюПокупка шашечных программ в ин...(1)
 от Krzychumag
  12. Нояб 
Перейти к сообщениюНовые книги(134)
 от ALGIMANTAS
  11. Нояб 
Перейти к сообщениюДругие виды спорта(1189)
 от ALGIMANTAS
  09. Нояб 

[Войти в форум]

Полезно знать

Архив новостей


 « Ноябрь 2017 » 
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Languages

Предпочитаемый язык:

English Russian _LANGUAGE_X_BRAZILIAN_PORTUGUESE

 
Page created in 0.530400037766 seconds.