Google
 

Сайт Андрея Иванова

Андрей Иванов - все секреты шашек и шашистов

Login





 


 Забыли пароль?
 или новый пользователь? Зарегистрируйся!

Кто с нами

Пользователей:  На сайте
Пользователей:  Пользователей: 0
Гостей:  Гостей: 2
Всего:  Всего: 2
Пользователей:  Зарегистрированные
No members connected

Шашечная композиция (problemism). Международные правила (regles internationales)
.: Дата публикации 23-Нояб-2004 :: Просмотров: 4699 :: Печатать текущую страницу :: Печатать все страницы :.

Всемирная Федерация Шашек (FMJD)

Международная Комиссия по композиции (CPI FMJD)

ШАШЕЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (PROBLEMISM)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА (REGLES INTERNATIONALES)

Предисловие

Шашечная композиция - вид творческой деятельности. Шашечная композиция базируется на правилах шашечной игры. Шашечная композиция включает в себя поиск новых идей и тем, анализ, ретроградный анализ.

Произведение шашечной композиции - изобретенная (или случившаяся в партии) позиция с определенным заданием. Эта позиция и ее трансформации в ходе решения должны соответствовать установленным правилам.

В ходе исторического развития шашечной композиции появились различные жанры. В настоящее время наиболее популярными являются жанры: ПРОБЛЕМЫ и ЭТЮДЫ (окончания партий).

Международные правила (RI) устанавливаются с целью проведения соревнований, организуемых CPI FMJD, или согласованных с CPI FMJD, по этим правилам. Установление Международных правил для жанров ПРОБЛЕМЫ и ЭТЮДЫ не означает отсутствие перспективы установления международных правил для других жанров, если какие-либо из других жанров станут такими же популярными, как жанры: ПРОБЛЕМЫ и ЭТЮДЫ. Правила композиции установлены для шашечной композиции на 100-й доске.

ЧАСТЬ 1.

ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ПРОБЛЕМ

Эти правила определены, основываясь на голландских правилах (Г.Гортманс, "1001 миниатюра", Девентер, 1938 г., журнал "De Problemist", №4, 1969 г.), французских правилах (Ж.Авид, "Шашечная проблема и ее техника", Париж, 1958 г.) и правилах бывшего СССР ("Шашечный кодекс", Москва, 1986 г.).

1.1. Определение жанра.

Проблема - произведение шашечной композиции. Сущностью Проблемы является комбинационная игра: жертвы белых шашек (простых или дамок). Минимальное количество белых шашек в Начальной позиции Проблемы не может быть меньше 5-ти белых шашек. Максимальное количество шашек в Начальной позиции Проблемы - 20 шашек для каждой из сторон. Основные технические определения шашечной композиции указаны в параграфах 1.2 - 1.16. [Примечание: в практике шашечной композиции обычно используется краткая нотация. Например: белые шашки 47 и 48, белые сыграли на 42. Полная нотация: 47-42 (или 48-42). Краткая нотация: 472 (или 482)].

1.2. Содержание Проблемы.

Любая Проблема имеет задание: "Белые начинают и выигрывают". Первый ход белых должен быть неударным (в качестве понятия "ход" рассматривается движение одной шашки с одного поля на то другое поле, на котором шашка останавливается). Любая Проблема может содержать пять фаз:

"А". Начальная позиция.

"В". Предварительная игра: ходы (ход) без жертв белых шашек.

"С". Комбинация: жертвы белых шашек, создающие непрерывную серию обязательных или форсированных ходов черных, ходы белых в течении Комбинации могут быть как ударными, так и неударными, включая последний ход.

"D". Эндшпильная позиция: позиция, возникающая после Комбинации и развивающаяся до появления Финальной позиции; в Эндшпильной позиции первый ход черных должен быть неударным.

"Е". Финальная позиция: позиция, в которой или уже нет ни одной черной шашки, или же шашка(и) черных заперта(ы).

Любая Проблема должна содержать фазы "А", "С", "Е". Отсутствие фаз "В" и/или "D" не является дефектом и не оказывает никакого негативного влияния на качество Проблемы и ее оценку в соревнованиях.

Внутри жанра "Проблемы" существуют следующие градации в зависимости от соотношения сил сторон в Начальной позиции:

а) Миниатюры (максимум 7 шашек для каждой из сторон);

b) Малые Проблемы (по меньшей мере 8 шашек у одной из сторон, максимум 9 шашек для каждой из сторон);

с) Средние проблемы (по меньшей мере 10 шашек у одной из сторон, максимум 12 шашек для каждой из сторон);

d) Большие проблемы (по меньшей мере 13 шашек у одной из сторон, максимум 15 шашек для каждой из сторон);

е) Проблемы-гиганты (по меньшей мере 16 шашек у одной из сторон, максимум 20 шашек для каждой из сторон).

Эти градации выражают идею продолжительности комбинации. Ни одна из градаций не имеет преимущества над другой. В условиях какого-либо соревнования может быть указано минимально и максимально допустимое количество шашек, согласно желанию организаторов соревнования.

1.3. Легальность Начальной позиции.

Если в Начальной позиции белые атакованы черными, автор Проблемы должен указать, как Начальная позиция возникла из предыдущей позиции (с соотношением сил сторон не более 20х20), в которой ни одна шашка ни белых ни черных не находится под ударом. Нет необходимости доказывать возникновение Начальной позиции проблемы из исходной позиции шашечной игры (20х20), если это не оговорено в условиях соревнования. Доказательство легальности может быть выполнено с использованием как простых, так и дамок без необходимости доказывать, что предыдущие ходы были наилучшими как для белых, так и для черных. Отсутствие логики в ходе (ходах) черных, который предшествовал Начальной позиции не выглядит хорошо, если легальность Начальной позиции нужно доказывать, хотя так называемая "логичность" или "нелогичность" хода, предшествовавшего Начальной позиции, является иллюзией.

В Начальной позиции каждой Проблемы предыдущий ход черных ошибочен, поскольку он дает белым возможность выиграть, и нет необходимости принимать во внимание эту иллюзию как позитивный, или как негативный фактор, если черные атакуют белых в Начальной позиции. Любая подобная атака убедительно соответствует цели шашечной игры: выиграть.

1.4. Комбинация. Жертвы Белых шашек.

Основной составляющей жанра ПРОБЛЕМЫ является комбинационная игра, зрелищность которой, в свою очередь, зависит от искусства применять жертвы шашек. Уже в первых правилах композиции (Г. Гортманс, "1001 миниатюра") понятия "экономичность" и "неэкономичность" по отношению к жертвам белых шашек использовались в связи с количеством шашек, которые жертвуются одним ходом. В практике композиции "неэкономичные" жертвы (жертва более чем одной шашки без какого-либо дополнительного эффекта) всегда рассматривались как негативный фактор. Настоящие Правила представляют другое мнение на этот счет: "неэкономичные" жертвы не рассматриваются как негативный фактор. В то же время, настоящие Правила сохраняют понятие "экономичность", так как это играет существенную роль в оценке качества жертв. "Экономичная" жертва (1.4.1-1.4.2.) рассматривается как очень хорошая черта в развитии игры.

1.4.1. Простая жертва и экономичная жертва.

Жертва одной белой шашки рассматривается как "простая жертва". Жертва, ведущая к взятию двух шашек черной простой, которая начинает и заканчивает взятие на горизонтали 36-40, проходя через горизонталь 46-50, также рассматривается как "простая жертва". В остальных случаях жертва двух или более шашек, ведущая к взятию шашек черной простой одним ходом, рассматривается как "экономичная жертва", если при этом возникает какой-либо вариант (1.11. - 1.11.2.) или же такая жертва создает экономичный иллюзорный выбор взятия для черных (экономичная жертва на "большинство"). Любая другая жертва двух или более шашек рассматривается как "неэкономичная жертва". Если же взятие двух или более шашек совершает черная дамка, то тогда ход белых, ведущий к такому взятию рассматривается как "экономичная жертва", если при этом возникает Тематический или Нетематический вариант (1.11.- 1.11.1.) или же такая жертва создает экономичный иллюзорный выбор взятия для черных (экономичная жертва на "большинство").

1.4.2. Присутствие нескольких направлений взятия.

Здесь следует отметить различие между реальным и иллюзорным выбором взятия:

а) реальный: черные могут выбрать одно из нескольких направлений взятия, разрешенного правилами игры, например: 1х1, 2х2, 3х3 и т.д. Жертвы, ведущие к реальному выбору взятий черными при двух (или более) направлениях взятия рассматриваются как экономичные, например: 1х3х3, 2х4х4 и т.д.

b) иллюзорный: черные не имеют реального выбора, поскольку по правилам игры при нескольких возможностях взятия разного количества шашек обязательным является взятие наибольшего количества шашек (правило "большинства"). В этом случае жертва, ведущая к этому взятию (жертва на "большинство"), является экономичной, если между направлением, в котором черные обязаны взять наибольшее количество шашек и другим направлением взятия, иллюзорный выбор составляет одну шашку, например: 1х2, 1х3х4, 2х3х4, 2х2х4х5 и т.д.

1.4.3. Положения статей 1.4.1. и 1.4.2. действительны по отношению к фазе Комбинация.

В фазе Эндшпильная позиция понятие "неэкономичная жертва" рассматривается только на уровне "Суперправила" (1.17.3).


1.5. Эндшпильная позиция.

Есть два типа Эндшпильной позиции, ни один из которых не имеет преимущества над другим:

а) короткая Эндшпильная позиция: один ход черных и один ход белых до появления Финальной позиции (кроме исключения, указанного в статье 1.15.). Например: 18/28; Д46/Д5; 45, Д50/Д6; Д4/15, Д36 и т.д. (Примечание: во всех примерах сначала указаны черные шашки).

b) игровая Эндшпильная позиция: более одного хода как черных так и белых до появления Финальной позиции. Нет никаких специальных требований к развитию игры в Эндшпильной позиции (а также в трансформациях Эндшпильной позиции, возникающих в ходе решения), в которой у черных есть дамка(и) или же дамка(и) и простая(ые). Специальные требования к развитию игры в Эндшпильной позиции (а также в трансформациях Эндшпильной позиции, возникающих в ходе решения), в которой у черных есть только простые(ая) шашки(а), не находящиеся в простой оппозиции или мульти-оппозиции (1.15.-1.15.4.), указаны в статьях 1.5.1.-1.5.2.

1.5.1. Если в Эндшпильной позиции (а также в трансформациях Эндшпильной позиции, возникающих в ходе решения), простые шашки черных не атакованы, то:

а) если присутствуют три (или более) черные простые, имеющие возможность совершить ход, тогда хотя бы одна из черных простых должна сделать более, чем один ход до появления Финальной позиции. Жертва всех черных шашек несколькими ходами подряд (или одним ходом) не рассматривается как развитие игры и является недопустимой.

b) если присутствуют две черные простые, имеющие возможность совершить ход, тогда жертва этих шашек двумя ходами подряд (или одним ходом) не рассматривается как развитие игры и является недопустимой. [Исключение: допустима Эндшпильная позиция с черными простыми 5 и 36 и белой дамкой на одном из полей: 14, 19, 23, 28, 32, 37 и 46, если хотя бы одна из этих черных простых участвовала в предшествующей игре (1.13.1.), при этом последний ход белых перед такой Эндшпильной позицией должен быть точным]

c) если в Эндшпильной позиции присутствует только лишь одна черная простая, имеющая возможность совершить ход, то в этом случае жертва шашки не рассматривается как развитие игры, если у черных есть выбор: жертвовать или не жертвовать.

1.5.2. Если в Эндшпильной позиции (а также в трансформациях Эндшпильной позиции, возникающих в ходе решения), простые шашки черных (или какая-либо из них) атакованы единственной дамкой белых (в отсутствие других шашек белых), то:

a) если атакованы не более, чем три черные простые шашки, то в ходе дальнейшей игры дуаль недопустима;

b) если атакованы более, чем три черные простые шашки, то в этом случае такая позиция может быть признана как окончание такого Тематического варианта без обязательного требования точности игры до появления Финальной позиции, если такая точность отсутствует.

1.6. Финальная позиция.

Есть две возможности появления Финальной позиции: либо сразу после Комбинации, либо после Эндшпильной позиции.

1.6.1. Финальная позиция, возникающая сразу после Комбинации.

Такая Финальная позиция должна быть чистой. Это означает:

а) присутствие только одной белой шашки (простой или дамки), если черные отсутствуют в Финальной позиции;

b) присутствие минимально необходимого для выигрыша количества белых шашек, если в Финальной позиции у черных нет возможности совершить ход.

1.6.2. Финальная позиция, возникающая после Эндшпильной позиции.

Такая Финальная позиция может быть чистой, но также является допустимым, если в такой Финальной позиции чистота отсутствует [например, в короткой Эндшпильной позиции: 43, Д 48/49, Д 26; после (31) 39/25 чистота отсутствует; также в игровой Эндшпильной позиции: 14, 36, 41, Д 46/47, 44; после (19) 39 (23) 33 (28/29) 22/24 чистота также отсутствует, и т.д.].

1.7. Решение.

Решить Проблему - означает найти выигрыш за белых. Позиция не рассматривается как произведение шашечной композиции, если невозможно найти выигрыш за белых, или если есть два (или более) пути к выигрышу. В Проблеме должен быть только один, указанный автором путь к выигрышу.

1.8. Побочное решение.

Это серия ходов, которые отличаются от указанных автором проблемы в качестве Тематического варианта, и которые ведут к выигрышу белых до возникновения Эндшпильной позиции.

1.8.1. Побочное решение в Эндшпильной позиции. Это ход (ходы), отличающийся от указанного автором, который приводит к Финальной позиции, которая отличается от Финальной позиции авторского Тематического варианта.

1.9. Дуаль.

Дуаль - это нарушение точности хода (ходов) белых. Дуаль не приводит к другой Эндшпильной или Финальной позициям, отличающимся от Эндшпильной или Финальной позиций авторского Тематического варианта. Дуаль существует только по отношению к ходу (ходам) белых. Есть несколько типов дуали:

1.9.1. Альтернативный ход.

а) Это означает, что белая шашка имеет выбор между двумя направлениями движения (без совершения взятия), сохраняя при этом весь последующий план выигрыша. Пример 1 (для простой шашки): ходы 382 и 328 ведут к той же позиции, что и 383 и 338. Пример 2 (для дамки): ходы 3-26 и 26-48 ведут к той же позиции, что и 3-25 и 25-48.

b) Это означает, что белая дамка может выбрать между двумя направлениями взятия, сохраняя при этом весь последующий план выигрыша. Пример 3 : 13,19,23,26,30,38,42,45/10,14,31,41,44. Решение : 4,4х27х25,40,5+ или 4,4х31х25,40,5+.

1.9.2. Свободный ход белой дамки.

Это ход, который может быть завершен на двух или нескольких полях одной и той же диагонали.

1.9.3. Перестановка ходов за белых. Это изменение порядка ходов в решении.

1.9.4. Продление решения, не приводящее к другой Финальной позиции, отличающейся от Финальной позиции авторского решения. [Пример: Черная дамка 47; белые 46, 48, дамка 15. Ход черных: (36), теперь выигрывает 41, 482 (38) 15х42 или 47. Но после (36) также выигрывает 4 (47) 15 (36) 41, 482.]

1.9.5. Жертвы разных шашек. Это жертвы разных шашек, которые не изменяют ни Эндшпильной, ни Финальной позиции авторского Тематического варианта. [Пример 1: 10,25,Д14 / Д2, Д35, Д45. Решение: 2-19 (46) 30, 5. Но также выигрывает 35-19 (46) 30, 5. Пример 2: 2,11,16,43/Д3, Д26, Д35. Решение: 3-21,8,49 + но также возможно 26-21,8,49 +]

1.10. Удар "Мельница".

Это один точный ударный ход, в ходе которого одна шашка совершает круговое движение. В этом ходе может не быть никакого другого движения шашки, кроме кругового, и в этом случае этот ход начинается и заканчивается на одном и том же поле, но также в этом ходе может быть и другое движение шашки, и в этом случае круговое движение шашки является частью ударного хода. [Пример 1: 8,9,13,17,28,36,38/ 24,29,37, 40,48; решение: 43,31,23,23. Пример 2: 1,6,24,25,27,34,39/8,17,50, решение : 44,2,2 +. Пример : 11,12,21,22,23,32,33/31-36, решение: 27,27 +. Пример 4: 11,18,21,29,32,44,Д23/10,14, решение: 5,23 +.] Неточный удар "Мельница" рассматривается как дуаль [Пример 5: 21,22,23,28,31,32/39-Д5, решение: 33,44 или 50 +.].

1.11. Тематический вариант (ТВ).

ТВ - это развитие игры с точным порядком указанных автором ходов, ведущих от Начальной позиции к определенной Финальной позиции без излишних для выигрыша белых шашек (1.12) и без единого статиста (1.13.) в Эндшпильной позиции, или в Финальной позиции, если Эндшпильная позиция отсутствует. Если в Проблеме присутствуют два (или более) ТВ, то выбор - какой из них представить как Основной ТВ (ОТВ) - является привилегией автора.

Присутствие нескольких Тематических вариантов является достоинством, особенно в Комбинации, но это не означает, что такое присутствие само по себе дает Проблеме с двумя (или более) ТВ преимущество над Проблемой, в которой есть только один ТВ. Оригинальность и зрелищность содержания Комбинации являются наиболее значимыми факторами. Если в авторском ОТВ будет найден дефект, но в Проблеме есть еще ТВ, указанные автором, то Проблема продолжает рассматриваться как произведение шашечной композиции. ТВ должны быть указаны большими буквами, Нетематические варианты и Квази-варианты - маленькими буквами. Специальная тема для ТВ может быть установлена по желанию организаторов соревнований.

1.11.1. Нетематический вариант.

Это развитие игры (появляющееся в случае, если черные имеют реальный выбор хода), которое отличается от развития игры в Тематическом варианте, и которое ведет к выигрышу без соблюдения требований Тематического варианта, если черные имеют реальный выбор хода [Пример: 8-9-10-35-Д49/37-42-45-Д50, решение: 38(46, а)40,5. а) (41)40,46. Вариант а) является Нетематическим вариантом.]

1.11.2. Квази-вариант.

Это развитие игры, которое не изменяет последующее развитие игры в Тематическом варианте в случае, если две (или более) черные шашки имеют выбор взятия. [Пример: 17, 33, 35, 38, 40, 42/ 24, 29, 30, Д 4. Решение: 19 (33х13, а) 49, 48. Вариант а) является Квази-вариантом: (35х13) 4х27х35, 48.]

1.12. Излишние белые шашки.

Это белая шашка (шашки), которая не нужна для выигрыша в Эндшпильной позиции Тематического варианта (или в Финальной позиции Тематического варианта, если Эндшпильная позиция отсутствует). Присутствие излишней белой шашки (шашек) в Эндшпильной позиции Тематического варианта (или в Финальной позиции Тематического варианта если Эндшпильная позиция отсутствует) недопустимо.

1.13. Статист.

Статист - это черная шашка, которая не участвовала в развитии игры проблемы (1.13.1.), которая остается в Эндшпильной позиции (или в Финальной позиции), и которая:

а) жертвует себя в короткой Эндшпильной позиции [1.5. a)];

b) не участвует в развитии игры от Эндшпильной позиции до Финальной позиции;

с) заблокирована в Финальной позиции.

1.13.1. В качестве участия в развитии игры рассматривается выполнение, по меньшей мере, одной из следующих функций:

а) движение шашки;

b) ограничение движения черной шашки;

с) создание ударного хода белых своим присутствием;

d) участие в создании конструкции Начальной позиции (или ее трансформациях в ходе решения);

e) создание естественности предыдущего хода черных, если белые атакованы в Начальной позиции.

Вот два примера, демонстрирующие пункты d) и e): Пример №1: 6, 8, 15, 18,20,37/11,21,24,27,29. Решение: 23, 3, 271, 24. Пример №2: 8, 9, 18, 20, 26, 30, 36/28, 37, 40, 41, 42, 46. Решение: 38, 23, 34, 37. В Начальной позиции черная шашка 26 может быть удалена, но тогда возникает необходимость доказывать легальность Начальной позиции. После удаления шашки 26 легальность доказывается из позиции: 8, 9, 16, 20, 30, 36/21, 22, 28, 37, 40, 42, 46, 47. Доказательство: 471 (18) и возникла Начальная позиция второго примера, но такая ситуация, с точки зрения эстетического впечатления, наносит вред больший, чем присутствие шашки 26 в Начальной позиции.

1.14. Скрытый статист (le semi-figurant).

Скрытый статист - это черная шашка, которая не участвовала в развитии игры проблемы (1.13.1.) до Эндшпильной позиции (или в Финальной позиции), и которая не остается в Эндшпильной позиции (или в Финальной позиции) так как была взята ударным ходом белых в ходе Комбинации.

Эта шашка может быть удалена из Начальной позиции, если при этом не нарушается легальность Начальной позиции и если такое удаление не изменяет ни одного хода белых в авторском основном ТВ. [Пример 1: 10,32,42/33,39,43,Д50. Решение: 28,38,5 + . В этом примере шашка 10 не является скрытым статистом, так как она необходима для точного завершения ударного хода белых. Пример 2: Д.де Рейтер, Де Проблемист, февраль 1992: 7,8,10,14,19,20,22,24,27,28,29,32,35,36/ 16,30,31,33,39,40,42,43,44,45,46,47,48,50. Решение: 394, 43,33,33, 39,471,11,11x4,49(41)37(23)450,44,5 +. В этом примере шашка 8 может быть удалена из Начальной позиции без нарушения легальности Начальной позиции и авторского основного ТВ, однако такое удаление изменяет ходы белых в авторском основном ТВ: 394,43,33,33,39,471,11,11x2,etc… + . Следовательно, шашка 8 не является скрытым статистом.] Однако скрытый статист может быть помещен в Начальную позицию для сохранения Тематического варианта, если без скрытого статиста появляется побочное решение или дуаль (или угроза возникновения побочного решения или дуали). [Пример 3: 3,5,8,11,26,27,33,35/15,23,24,30,36,42,47,50. Решение: 10,31,42,2,9,44. Черная шашка 33 - скрытый статист, который поставлен во избежание угрозы побочного решения первым ходом 427 и т.д.]

Тем не менее, несмотря ни на что, присутствие в Проблеме скрытого статиста является нежелательным.

1.15. Простая оппозиция.

Настоящие Правила рассматривают простую оппозицию как позицию, в которой одна черная простая и одна белая шашка (простая или дамка) находятся друг против друга через одно поле на одной и той же вертикали, или диагонали, или горизонтали; и если в этой позиции у черных нет другого хода, кроме отдачи этой шашки [Примеры: 24/34; 25/34; 35/34; 38/Д 48; 36/Д 47; 36/Д 37 итд.].

Также как простая оппозиция рассматриваются следующие позиции, в которых две шашки находятся друг напротив друга: 1/11, 11/21, 21/31, 31/41. 10/20, 20/30, 30/40, несмотря на то, что в этих позициях есть более, чем один ход как черных, так и белых.

Не рассматривается как простая оппозиция позиция, где черная простая и белая шашка находятся на разных диагоналях или вертикалях (например, позиция: 36/Д32 не является простой оппозицией) или же если черная простая и белая простая находятся друг напротив друга на одной и той же вертикали или диагонали на расстоянии большем, чем одно поле [8/28; 26/48 и т д.]. Такая позиция рассматривается в качестве игровой Эндшпильной позиции, ведущей к оппозиции [как, например, позиция: 27/Д 1, ход черных (32)29(37) 47.].

1.15.1. Естественная простая оппозиция.

Это оппозиция, в которой черная простая выполнила в предшествующей игре, по меньшей мере, одну из функций, указанных в пунктах a), b), d) и e) статьи 1.13.1.

1.15.2. Искусственная простая оппозиция.

Это оппозиция, из которой черная простая может быть удалена, а решение Проблемы сохранится после удаления этой простой. Такая черная простая рассматривается как статист, даже если после ее удаления возникает побочное решение или дуаль. В то же время черная простая, находящаяся в искусственной оппозиции, не рассматривается как статист, если эта черная простая участвует в другом варианте. [Пример: Б. Шкиткин, "64", №11, 1978: 8, 10, 11, 21, 28, 32, 38/19, 20, 24, 30, 40, 43, 47. Решение: 194 (19, А) 2, 43, 38, 38. А (49) 5, 28, 2, 38, 38. Черная простая 28 находится в искусственной оппозиции в Основном тематическом варианте, но она участвует в другом варианте и не может быть удалена].

1.15.3. Мульти-оппозиция.

Мульти-оппозиция это позиция, в которой присутствуют две (или более) простые оппозиции. Мульти-оппозиция допустима только в случае, если каждая из черных простых, представленных в мульти-оппозиции, выполнила, по меньшей мере одну из функций, указанных в 1.13.1. [Пример №1: 17, 20, 26, 30, 35, 39, 40/28, 31, 32, 33, 37, 44, 50. Решение: 23, 317, 44, 22, 45. Черная шашка 26 была поставлена во избежание излишней белой шашки 37 и не выполняла ни одной из функций, указанных в 1.13.1., поэтому черная простая 26 является статистом]. Такое же требование предъявляется к игровой Эндшпильной позиции, ведущей к мульти-оппозиции: каждая из черных простых такой Эндшпильной позиции должна выполнить, по меньшей мере, одну из функций, указанных в 1.13.1. [Пример №2: 4, 7, 14, 22, 23, 32, 38/16, 25, 30, 40, 43, 44, 45. Решение: 20, 27, 34, 27 (12) 22 (9) 29 (13) 23. Здесь черные простые 4 и 7 не участвовали в игре перед Эндшпильной позицией, поэтому они рассматриваются как статисты. Пример №3: Д. Босма, "Хет Дамспел", 01.03.1931: 6, 8, 9, 15, 17, 18, 22, 27, 28, 36/11, 25, 26, 29, 34, 37, 38, 43, 44, 47. Решение: 41,24,42,32,21,1. Возникла игровая Эндшпильная позиция, ведущая к мульти-оппозиции: (28)29(32)42(11)21(16)17(20,37)47. Эта игровая Эндшпильная позиция корректна, так как пришедшие в мульти-оппозицию на поля 16 и 37 черные простые 6 и 22 участвовали в создании конструкции Начальной позиции [1.13.1.d)].

1.15.4. Все изложенное в статьях 1.15. - 1.15.3. также действительно, если оппозиция (простая или Мульти-оппозиция) является частью Эндшпильной позиции, например, если в какой-нибудь Эндшпильной позиции кроме оппозиции (простой или мульти-оппозиции) также представлена какая-либо другая позиция, которая может рассматриваться как самостоятельная Эндшпильная позиция, или Финальная позиция (например: Д 46/Д 5; 36, 41, Д 46/47; 43, Д 49/48, Д 35 и т.д.). В этом случае:

а) Естественная простая оппозиция допустима;

b) Искусственная простая оппозиция недопустима;

с) Мульти-оппозиция допустима, если она удовлетворяет требованиям, изложенным в 1.15.3.

1.16. Основные технические определения, указанные в статьях 1.1. - 1.15.4. действительны также и для Проблем с дамками (дамкой) в Начальной позиции.

Дополнительным обязательным требованием для Проблем с дамками (дамкой) в Начальной позиции является следующее: ни одна дамка не может быть заменена простой.

1.17. Установлены три уровня правил композиции с точки зрения соответствия Тематического варианта техническим определениям, указанным в статьях 1.1. - 1.16. : Базовые правила (RB), Мастерские правила (RM), Суперправила (RS).

Техническое качество Проблемы зависит от того, насколько близко Проблема соответствует RS. Наилучшим является полное соответствие Проблемы RS.

Однако это не означает, что Проблема, которая соответствует RS, автоматически имеет преимущество над Проблемой, которая не полностью соответствует RS.

1.17.1. Базовые правила (RB).

Проблема соответствует RB, если:

а) Начальная позиция легальна (1.3);

b) в Начальной позиции представлено равенство сил, или же количество черных шашек не превышает двух шашек по отношению к количеству белых шашек (перевес в силах белых неограничен);

c) Проблема имеет решение (1.7);

d) Проблема имеет только одно решение, указанное автором (1.8);

е) в Проблеме нет никакой дуали на первом ходу решения (1.9-1.9.5.).

Таким образом, любая изобретенная (или случившаяся в партии) позиция может рассматриваться как произведение шашечной композиции, если она соответствует RB.

1.17.2. Мастерские правила (RM).

Проблема соответствует RM, если она имеет решение (1.7.), указанное автором как Основной Тематический вариант (1.11.), и если ее Основной ТВ удовлетворяет следующим требованиям (если в Проблеме есть только один ТВ, тогда этот один ТВ рассматривается в качестве ОТВ):

а) Начальная позиция легальна (1.3);

b) в Начальной позиции представлено равенство сил, или же количество черных шашек не превышает одну шашку по отношению к количеству белых шашек [исключение: только для Проблем-гигантов (1.2) разрешен перевес черных в две шашки в Начальной позиции по отношению к количеству белых шашек, но в этом случае в Проблеме не должно быть никакой дуали (1.9. - 1.9.5.)], или же количество белых шашек не превышает двух шашек по отношению к количеству черных шашек;

c) Проблема имеет только одно решение, указанное автором (1.8. и 1.8.1)

d) нет никакой дуали в Предварительной игре и в Комбинации (1.2);

e) нет дуали в первом ходе белой дамки в Эндшпильной позиции (1.5.-1.5.3.), если это ударный ход [исключение: такой вид дуали допустим в случаях, если черная простая и белая дамка находятся в естественной оппозиции (1.15.1.) на полях: 32/Д42, 33/Д43, 38/Д48, 39/Д49];

f) в развитии игры в Эндшпильной позиции дуаль отсутствует, или же есть не более одного типа дуали [кроме одного случая с единственной белой дамкой, указанного в 1.5.2. а): в этом случае дуаль недопустима], присутствие двух типов дуали в одном и том же ТВ и в одном и том же ходе также не допускается;

g) развитие игры в Эндшпильной позиции, в которой нет оппозиции, соответствует требованиям, указанным в 1.5.1.-1.5.2. а развитие игры в Эндшпильной позиции, в которой есть оппозиция, соответствует требованиям, указанным в 1.15.-1.15.4.;

h) нет ни излишних белых шашек (1.12) ни статистов (1.13.). Если в проблеме присутствуют несколько ТВ, то тогда только ОТВ должен соответствовать техническим определениям статей 1.1.-1.16; в этом случае несоответствие других ТВ требованиям пунктов d), е), f) и g) статьи 1.17.2. не является негативным фактором для других ТВ и для Проблемы в целом. Разница в одну шашку между белыми и черными в Начальной позиции (или равенство сил сторон) может быть указана в условиях соревнования в качестве требования, в таком случае пункт "b" статьи 1.17.2. более недействителен. Организаторы соревнования вправе включить пункт е) из "Суперправил" (о недопустимости присутствия скрытых статистов) в качестве специального условия соревнования.

1.17.3. Суперправила (RS).

Проблема соответствует RS, если она имеет решение (1.7.), указанное автором как Основной Тематический вариант (1.11.), и если ее Основной ТВ удовлетворяет следующим требованиям (если в Проблеме есть только один ТВ, тогда этот один ТВ рассматривается в качестве ОТВ):

а) Начальная позиция легальна (1.3);

b) в Начальной позиции представлено равенство сил, или же разница в количестве шашек в Начальной позиции между белыми и черными составляет не более, чем одну шашку;

c) нигде нет побочного решения (1.8. и 1.8.1.);

d) нигде нет никакой дуали (1.9. - 1.9.5.);

е) нет скрытых статистов (1.14.);

f) развитие игры в Эндшпильной позиции соответствует требованиям, указанным в 1.5.1.-1.5.2. а), и Финальная позиция (1.2.) чиста [это возможно только в двух случаях, оба из которых указаны в а) и b) статьи 1.6.1.];

g) все жертвы белых шашек без применения правила "большинства" и жертвы с применением правила "большинства" являются либо простыми, либо экономичными жертвами (1.4. -1.4.3.);

h) удар "Мельница" (1.10.) отсутствует по отношению к ходам белых;

i) нет искусственной оппозиции (1.15.2);

j) нет ни излишних белых шашек (1.12) ни статистов (1.13.).

Если в проблеме присутствуют несколько ТВ, то тогда только ОТВ должен соответствовать положениям статей 1.1. - 1.16; в этом случае несоответствие других ТВ требованиям пунктов d), e), f), g), h) и i) статьи 1.17.3. не является негативным фактором для других ТВ и для Проблемы в целом. Равенство сил белых и черных в Начальной позиции может быть указано в условиях соревнования в качестве требования, в таком случае пункт "b" статьи 1.17.3 более недействителен.

1.18. Настоящие ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ПРОБЛЕМ определены Технической Комиссией CPI FMJD [С.де Брейн (Нидерланды), А. Тавернье (Франция), С. Юшкевич (Украина, председатель комиссии)].

Январь - Июнь 2002.

ЧАСТЬ 2.

ПРАВИЛА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ

2.1.

Соревнования по шашечной композиции осуществляются посредством посылки шашечных композиций. Каждое соревнование должно быть проведено по Международным правилам с момента их публикации в одном из средств массовой информации FMJD: или журнал "Le monde damiste", или "Almanach FMJD", или вебсайт FMJD в Интернете: http://www.fmjd.nl. Для жанра "Проблемы" в объявлении о соревновании необходимо указать: какому уровню "Правил композиции для Проблем" присылаемые проблемы должны соответствовать. Проблема получает "0" очков, если она не соответствует уровню правил, указанных в соревновании, если в Начальной позиции у белых меньше пяти шашек, если первый ход белых - ударный ход, а также если ее развитие игры не соответствует жанру: если Комбинация (1.2.) отсутствует. Позиция также получает "0" очков, если она повторяет (или почти повторяет) произведение, которое или было опубликовано, или участвовало в соревновании. Зачет очков для присвоения международных званий производится по результатам соревнования (или категории соревнования), в котором не были допущены проблемы, соответствующие только лишь уровню RB. В категории, в которой допущены проблемы, соответствующие уровню RM, всегда возможно участие проблем, соответствующих уровню RS. Также возможно организовать соревнование (или категорию соревнования), в котором допускаются проблемы, соответствующие только уровню RS. Позиции, составленные двумя (или более) авторами не допускаются в личные соревнования. Такие позиции допускаются только в командные соревнования, но очки для присвоения международных званий за такие позиции не засчитываются.

2.2.

Каждая присланная позиция должна иметь указанное автором решение и должна быть неопубликованной. Позиции, участвовавшие ранее в соревнованиях, не допускаются. Исправление позиции (или решения позиции), получившей "0" очков в предыдущем соревновании, также не допускается. [Исключение: один раз в четыре года CPI FMJD имеет право организовать (или принять) "Ретро-конкурс", в который могут быть допущены как опубликованные позиции, так и исправления позиций, получивших ранее "0" очков в Международном соревновании. Количество позиций от одного автора в "Ретро-конкурсе" - не более трех для каждого жанра: "Проблемы" и "Этюды"]. Принимаются только позиции, присланные лично автором по почте, использование электронной связи не допускается.

2.3.

Судейство каждой категории соревнования осуществляется Международным жюри. Минимальное количество членов жюри - три, максимальное - семь. Если в жюри 4, 5, 6 или 7 членов, тогда конечной оценкой проблемы, после удаления двух оценок - высшей и низшей, является средняя оценка от суммы всех остальных оценок. Если в жюри 3 члена, тогда конечной оценкой является средняя оценка, получаемая от суммы центральной оценки и средней оценки двух крайних оценок. Член жюри может участвовать в той категории соревновании, в которой присутствуют 5, 6, или 7 членов жюри, но он не имеет права оценивать свои композиции. Член жюри не может участвовать в личном чемпионате мира (или в кубке мира, Европы, Азии, Америки, Австралийского региона). Жюри рассматривает только решение, указанное автором. Жюри каждого соревнования, организованного CPI FMJD (или согласованного с CPI FMJD) утверждается CPI FMJD перед началом судейства. Организаторы соревнования могут назначить ответственного (в том числе из членов жюри) по приему оценок членов жюри, замечаний к позициям, протестов участников и т. д. Организаторы соревнования должны обеспечить всех членов жюри о замечаниях, присланных к позициям соревнования. Члены жюри не должны быть информированы о фамилиях авторов позиций до объявления окончательных итогов (только если один из членов жюри назначен организаторами соревнования в качестве ответственного - тогда он вправе знать фамилию участника, приславшего протест).

2.4.

Предварительные итоги должны быть опубликованы в печати или в электронных средствах массовой информации. В предварительных итогах объявляются места, занятые позициями. Очки, полученные позициями, не указываются в предварительных итогах, эти очки указываются в окончательных итогах (кроме случаев, когда проблема получила "0" очков; в этих случаях информация о нулевых оценках должна быть указана в предварительных итогах) Также имена и фамилии авторов не должны быть объявлены вместе с предварительными итогами. Нарушение этой статьи автоматически означает, что окончательные итоги соревнования не будут утверждены CPI FMJD в отношении зачета очков для присвоения мастерских званий.

2.5.

Информация о месте (включая электронные средства массовой информации), где будут опубликованы (в печати или в электронных средствах массовой информации) предварительные и окончательные итоги, должна быть указана в объявлении о соревновании на одном из двух легальных языков FMJD: французском или английском, а также быть переведенной на официальный язык FMJD: русский; это означает также публикацию в печати (или в электронных средствах массовой информации) всех позиций соревнования, если этого не было сделано ранее. Если такая информация отсутствует, тогда каждый участник должен быть извещен организаторами соревнования о причинах нулевой оценки его произведения (произведений) согласно предварительным итогам. Участник может не позже одного месяца после объявления предварительных итогов и не позднее одной недели после объявления окончательных итогов, послать протест организаторам соревнования. Организаторы соревнования должны незамедлительно информировать членов жюри о протесте участника. Протест рассматривается только в случае, если автор считает, что дефект в анализе, указанный жюри, на самом деле не является дефектом. Имена авторов позиций объявляются вместе с объявлением окончательных итогов.

2.6.

Лицо, которое регистрирует позиции, не может быть членом жюри. Это лицо посылает позиции членам жюри (или ответственному лицу) после их регистрации без указания имен авторов. Позиции, посланные после указанного срока посылки (согласно почтовому штемпелю), не принимаются. Замена уже присланных позиций возможна до указанного срока посылки, но только один раз. В этом случае новое письмо автоматически аннулирует предыдущее. (Например, если участник хочет заменить одну позицию из двух, посланных ранее, он в своем новом письме должен послать эту новую позицию и вторую позицию из предыдущего письма. Если участник пошлет в своем новом письме только одну новую позицию, тогда только эта одна новая позиция будет принята вместо двух позиций, посланных в предыдущем письме). Позиции, посланные без решения, без указания фамилии, имени и адреса участника, а также решения, посланные без позиции, не регистрируются.

2.7.

Процедура установления окончательных итогов состоит из двух этапов: объявление окончательных итогов и их вступление в силу. Окончательные итоги с указанием имен авторов и очков, полученных позициями, должны быть объявлены не ранее двух месяцев и не позднее трех месяцев после объявления предварительных итогов. Этот срок может быть продлен в исключительных ситуациях (например, если вместо члена жюри, прекратившего или приостановившего свою работу, будет привлечен новый судья, если в окончательных итогах появится оценка "0", которой не было в предварительных итогах - в этом случае автор должен быть информирован об этом незамедлительно и т.д.). Автор не имеет права публиковать свою позицию, принимающую участие в соревновании, до объявления окончательных итогов, иначе эта позиция будет исключена из соревнования. Объявленные окончательные итоги могут быть изменены в следующих случаях: а) если выясниться, что кто-либо из членов жюри является родственником кого-либо из участников; b) если две (или более) вариации одного и того же произведения одного и того же автора получили оценку; в этом случае сохраняется вариация, получившая более высокую оценку, а другая (ие) исключаются из окончательных итогов; с) если протест автора по поводу оценки "0" , появившейся в окончательных итогах, будет удовлетворен; d) если выяснится, что автор нарушил пункт 2.2. настоящих Международных правил. В этих случаях соответственно изменяются остальные места. Окончательные итоги вступают в силу через 2 недели после их объявления, если отсутствуют ситуации, указанные в a), b) с) и d) статьи 2.7. Окончательные итоги вступают в силу через месяц после их объявления в случае, если присутствует хотя бы одна из ситуаций, указанных в a), b) с) и d) статьи 2.7. Никакие замечания в отношении качества позиций не принимаются после объявления окончательных итогов, кроме протеста участника.

2.8.

Все присланные позиции оцениваются по 100,0 - очковой шкале (минимальная оценка- "0,0" очков, максимальная - "100,0" очков). Каждый член жюри может изменить свою оценку, данную в предварительных итогах, но только в случаях, если позже будет найден дефект в позиции, или же будет обнаружено, что позиция не полностью оригинальна, или же протест автора будет удовлетворен.

2.9.

Участие в соревнованиях, организуемых CPI FMJD, или же в соревнованиях, согласованных с CPI FMJD, означает, что участник согласен с настоящими Международными правилами.

2.10.

Специальные условия соревнования должны быть оговорены. Объявление о соревновании должно быть опубликовано в печати (или в электронных средствах массовой информации) на одном из двух легальных языков FMJD: французском или английском, а также переведено на официальный язык FMJD: русский. В объявлении о соревновании необходимо указать: а) организацию, которая проводит соревнование; b) число категорий, жанр для каждой категории, тему для каждой категории: свободную или обязательную; c) количество шашек черных и белых в начальной позиции; d) количество позиций в категории от одного автора; e) адрес лица, которое регистрирует присланные позиции, или адрес организаторов соревнования; f) срок отправки позиций (эта дата не может быть ранее, чем через три месяца после даты объявления о соревновании), который определяется по почтовому штемпелю даты отправки; g) другие специальные условия по желанию организаторов; h) информацию о месте, где будут помещены предварительные и окончательные итоги.

2.11.

Присвоение мастерских очков в соревнованиях, организуемых CPI FMJD и согласованных с CPI FMJD, осуществляется согласно Статусу CPI FMJD, часть 2: "ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗВАНИЙ". Порядок согласования соревнований, организованных вне CPI FMJD, следующий: а) перед началом судейства в CPI FMJD должны быть представлены: копия условий соревнования и состав членов жюри; b) также должны быть представлены предварительные и окончательные итоги, включая копии записей членов жюри. CPI FMJD признает соревнование, организованное вне CPI FMJD, которое не противоречит Статусу CPI FMJD и настоящим Международным правилам. Ответственность за соблюдением настоящих Международных правил несут организаторы соревнования.

2.12.

В случае возникновения различных интерпретаций, определяющим является французский текст настоящих Международных правил. Изменения и дополнения в настоящие Международные правила вносятся согласно решению CPI FMJD. Настоящие Международные правила утверждены CPI FMJD 03 октября 2002.

Президент CPI FMJD С.Юшкевич

Секретарь CPI FMJD С.де Брейн

03 октября 2002 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЭТЮДОВ

Эти правила определены, основываясь на правилах J.F.Moser (« Het Eindspel » 1941, 1951, Голландия) и правилах бывшего СССР («Шашечный кодекс», Москва, 1986).

3.1. Определение жанра, содержание этюда, основные (технические) требования к этюду.

3.1.1. Этюд (La Fin de Partie) - произведение шашечной композиции, которое характеризуется количеством шашек: у белых не более четырех, у черных не более семи. В жанре «Этюды» есть два типа заданий: «Выигрыш» или «Ничья». В каждом типе игру начинают белые. Первый ход белых не должен быть ударным. Настоящие правила действительны для этюдов с заданиями как «Выигрыш», так и «Ничья».

3.1.2. Этюд должен быть оригинальным, то есть неопубликованным, не участвовавшим или не участвующим в соревнованиях; этюд не должен повторять позицию из опубликованной партии или опубликованного анализа.

3.1.3. Начальная позиция этюда должна быть легальной, т.е. соответствовать правилам игры. Если белые атакованы в начальной позиции, то автор этюда должен указать возможный последний ход черных и белых.

3.1.4. Этюд должен быть решаемым во всех вариантах. Если в каком либо варианте нет решения, то такая позиция не рассматривается как этюд.

3.1.5. Этюд должен иметь не менее двух различных Тематических (Композиционных) вариантов (см. 3.1.5.1.). Вариант - сочетание последовательных ходов белых и черных. Тематический (Композиционный) вариант (VT) – это вариант с единственным решением, приводящий к экономичной финальной позиции (см. 3.1.7.). Чтобы какая либо позиция могла быть признана в качестве этюда, такая позиция должна содержать, по меньшей мере два различных Тематических (Композиционных) варианта. Решение этюда должно состоять из точных ходов белых. Никакое побочное решение (см. 3.1.6.) не допускается. В Тематическом (Композиционном) варианте допускается только одна неточность (дуаль) в ходах белых (см. 3.1.6.).

3.1.5.1. Различие между двумя Тематическими (Композиционными) вариантами может заключаться либо в:

А) различных финальных позициях каждого Тематического (Композиционного) варианта (см. 3.1.7.), либо в:

В) присутствии как минимум двух различных ходов белых в каждом из Тематических (Композиционных) вариантов по отношению к другому, если финальные позиции в каждом из Тематических (Композиционных) вариантов идентичны.

3.1.6. Единственность решения этюда означает, что никакое побочное решение недопустимо ни в Основном Тематическом (Композиционном) варианте, ни в каком бы то ни было другом Тематическом (Композиционном) варианте. Только одна дуаль допускается в каждом Тематическом (Композиционном) варианте [а также в каждом Тематическом (Композиционном) ложном следе (FST) и каждой Тематической (Композиционной) иллюзорной игре (JIT), см. 3.1.9.]. Никакая дуаль не допускается до появления второго Тематического (Композиционного) варианта.

Понятие «Побочное решение» в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте означает, что этот вариант может быть решен каким-либо другим способом, который приводит к иной финальной позиции, нежели та, которая указана автором.

Понятие «Дуаль» в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте используется для обозначения любой неточности в ходах белых, которая, тем не менее, приводит игру к той же финальной позиции, которая указана автором. Различные типы дуалей указаны в 3.1.10. Понятие «Дуаль» не рассматривается после появления финальной позиции Тематического (Композиционного) варианта.

Если какой-либо вариант, представленный автором в качестве Тематического (Композиционного) варианта, содержит либо побочное решение, либо более, чем одну дуаль, то тогда такой вариант не рассматривается в качестве Тематического (Композиционного) варианта.

3.1.7. В этюдах с заданием «Выигрыш» следующие экономичные финальные позиции рассматриваются как окончание Тематического (Композиционного) варианта :

а) все позиции, помещенные как мотивы в первом издании книги Й.Мозера « Het Eindspel », издание Firma R.Los 1941, на страницах 54-68, мотивы 1A-53C, также все позиции, помещенные как мотивы во втором издании книги Й.Мозера « Het Eindspel », издание Wed/Ahrend/Zoon 1951, на страницах 236-256, мотивы 1A-136B, а также все позиции, помещенные как мотивы в русском издании книги Й.Мозера «Шашечные окончания», издательство ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ, 1963 год, на страницах 65-84, поскольку в настоящее время все эти мотивные позиции признаны на международном уровне как «классические мотивные позиции»;

b) любая другая финальная позиция, возникающая в результате предшествовавшей игры, которая соответствует принципу экономичности: никакая шашка белых не может быть удалена, чтобы решение этюда было выполнено [например, позиция, в которой черные заперты минимумом сил (36,41,Д46/Д47, ход черных)], или позиция, в которой любой ход черных ведет к их немедленному проигрышу [например: 45,Д48/50,Д12,Д25, ход черных, где после (37) белые выигрывают посредством 40, а после (26) белые выигрывают посредством 25-3];

c) позиция с одной шашкой черных против одной шашки белых, или позиция с двумя черными шашками против одной белой шашки;

d) позиция с одной шашкой белых, появляющаяся сразу после ударного хода (ходов) черных;

е) позиция, состоящая из двойной или мульти-оппозиции простых шашек, если каждая из черных шашек необходима в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте.

3.1.8. В этюде с заданием «Ничья» в качестве финальной позиции Тематического (Композиционного) варианта рассматривается любая позиция с очевидным ничейным соотношением сил.

3.1.9. К содержанию этюда, кроме Тематических (Композиционных) вариантов, относятся также :

а) Тематический (Композиционный) ложный след (FST) и: b) Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра (JIT).

Тематический (Композиционный) ложный след (FST) – это вариант, который может привести к выигрышу белых, если черные не используют свой единственный шанс на ничью [если у черных два пути добиться ничьей, то такой вариант не является Тематическим (Композиционным) ложным следом].

Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра (JIT) – это вариант в Тематическом (Композиционном) ложном следе; в Тематической (Композиционной) иллюзорной игре белые выигрывают (если черные не используют свой единственный шанс на ничью) только при условии, если этот вариант соответствует требованием, предъявляемым к Тематическому (Композиционному) варианту. Пример: С.Юшкевич, «Шашечный мир», № 4, 1998. Черные: 2,22,28,34,35; Белые: 11, Д17, Д44. Выигрыш. VP(Основной вариант, Variante principale): 7(2x11A) 6(340B)39Z(45)50(40)11(44C)33,50 + A) (22x11)6,25 + B) (350)35(39)1(43)23,49 + C) (27)35(32)24(37)47 + Z) 50 ?(45)11(27Y)31/36(50) = Y) (40)6(44Y)3950 + Y1) (27)35 и т.д .+, см. C. Варианты VP, A, B, C – это тематические варианты. Z – это Тематический (Композиционный) ложный след, так как черные используют единственный шанс на ничью: (45 и т.д.). Y и Y1 – это Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра, так как белые выигрывают посредством вариантов, которые соответствуют требованиям Тематических (Композиционных) вариантов, если черные не используют их единственный шанс на ничью.

3.1.10. Типы дуали:

3.1.10.1. Альтернативный ход.

а) Это означает, что одна белая шашка может выбрать между двумя направлениями движения при совершении неударного хода, сохраняя при этом тот же план игры на выигрыш (ничью). Пример 1 (для простой): ходы 38-32 и 32-28 ведут к той же позиции, что и ходы 38-33 и 33-28. Пример 2 (для дамки): ходы 3-26 и 26-48 ведут к той же позиции, что и ходы 3-25 и 25-48.

b) Это означает, что одна белая дамка может выбрать между двумя направлениями движения при совершении ударного хода, сохраняя при этом тот же план игры на выигрыш (ничью). Пример 3: черные 9-10-24-29-33-35, белые 45-Д49, ход белых: 450,49x35x15 + или 450, 49x40x15 (29)20 + .

3.1.10.2. Свободный ход белой дамки. Это движение белой дамки, которое может быть завершено на двух и более полях одной диагонали.

3.1.10.3. Перестановка ходов. Это изменение в порядке ходов белых.

3.1.10.4. Удлинение решения (с повторением позиции). Пример: Д47/Д15-46-48, ход черных: (36) и белые выигрывают как посредством 41,482(38)42/47 + так и посредством 4(47)15(36)41,482 +.

3.1.10.5. Жертвы разных шашек. Это означает, что жертвы разных шашек не изменяют финальную позицию Тематического (Композиционного) варианта [Пример 1:10-25-Д14/ Д2-Д35-Д45 2-19(46)30,5 или 35-19(46)30,5 . Пример 2: 2-11-16-43/ Д3-Д26-Д35 3-21,8,49 + или 261,8,49 +].

3.1.11. При определении качества этюда в ходе соревнования учитываются только те Тематические (Композиционные) варианты [а также Тематические (Композиционные) ложные следы и Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра], которые указаны автором.

3.1.12. Нарушение основных (технических) требований аннулирует этюд [или Тематический (Композиционный) вариант, или Тематический (Композиционный) ложный след, или Тематическую (Композиционную) иллюзорную игру].

3.2. Эстетические характеристики этюда.

3.2.1. Оригинальность замысла: а) идейная и тематическая новизна, b) новое содержание известных идей, тем, финалов (мотивов), c) более красивое оформление известных идей, тем, финалов (мотивов), d) новое сочетание Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры.

3.2.2. Красота решения. Красота решения достигается неочевидными, трудно находимыми ходами, эффектными финалами (мотивами). Тонкие, тихие маневры (цепь ходов) белых более предпочтительны, чем слишком очевидное нападение на черных. В форсированной игре более ценной является отдача белых шашек с иллюзорным выбором (правило “большинства”), чем отдача белых шашек без такого выбора.

3.2.3. Вариантность игры. Чем больше полноценных (длинных, красивых, без дуалей и т.д.) Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры в этюде, тем богаче содержание этюда.

3.2.4. Чистота решения. Решение этюда должно быть чистым, содержащим как можно меньше дуалей. Уменьшение количества дуалей в Тематических (Композиционных) вариантах, Тематических (Композиционных) ложных следах, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры определяет положительное эстетическое восприятие этюда. Присутствие дуали ( и тем более побочного решения) особенно нежелательно в Основном Тематическом (Композиционном) варианте.

3.2.5. Практичность и экономичность. Естественная расстановка шашек в начальной позиции этюда более приемлема. Экономичность этюда предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие нападения черных в начальной расстановке, отсутствие размена в начале решения, отсутствие пассивных шашек. Пассивная шашка - это шашка, которая не участвует в решении до финала (мотива). В начальной позиции не должна быть возможной замена дамки черных на простую шашку черных. Чем этюд экономичнее, тем он богаче.

3.2.6. Богатство содержания этюда определяется как совокупность выполнения всех выше перечисленных эстетических характеристик и оказывает определяющее влияние на качество этюда. Нарушение эстетических характеристик (или недостаточное внимание к следованию эстетическим характеристикам) снижает качество этюда.

3.3. Запись решения, обозначение Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры, некомпозиционных вариантов.

3.3.1. Решение этюда записывается краткой нотацией. Например, если ход в полной нотации записывается 47 - 42, то в краткой нотации 42. Если белые шашки присутствуют на 47 и 48, то 472.

3.3.2. Тематические (Композиционные) варианты (кроме Основного) обозначаются большими буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д (кроме букв Z и Y). Основной Тематический (Композиционный) вариант обозначается двумя большими буквами латинского алфавита VP (Variant Principal).

3.3.3. Тематический (Композиционный) ложный след обозначается большой буквой  Z, а если присутствуют несколько Тематических (Композиционных) ложных следов, то они сопровождаются цифрами : Z1, Z2, Z3 и т.д.

3.3.4. Тематическая (Композиционная)иллюзорная игра обозначается большой буквой Y, а если присутствуют несколько Тематических (Композиционных) игр, то они сопровождаются цифрами : Y1, Y2, Y3 и т.д.

3.3.5. Только Тематические (Композиционные) варианты, Тематический (Композиционный) ложный след, Тематическая (Композиционная)иллюзорная игра должны быть представлены автором в решении этюда. Если Тематический (Композиционный) ложный след (ы) находится в некомпозиционных вариантах, и если автор хочет это указать, то тогда такие некомпозиционные варианты должны быть обозначены маленькими буквами латинского алфавита: a, b, c, d, и т.д.

Примечание: в случае возникновения различных интерпретаций, определяющим является французский текст Международных правил.

Фотогалерея

Щецин 2008
Х молодежный ЧЕ по 100, Щецин
Х молодежный ЧЕ по 100, Щецин

Что нового на форумах

Последние сообщения из форума
Перейти к сообщениюинтересно(1660)
 от ALGIMANTAS
  21. Окт 
Перейти к сообщениюДругие виды спорта(1374)
 от ALGIMANTAS
  17. Окт 
Перейти к сообщениюРуПЛюК(1364)
 от ALGIMANTAS
  07. Окт 
Перейти к сообщениюEdeon International - нескольк...(7)
 от Krzychumag
  05. Окт 
Перейти к сообщениюAurora 3.6.10(0)
 от Krzychumag
  05. Окт 
Перейти к сообщениюКомпозиция в России(39)
 от SB
  15. Сен 
Перейти к сообщениюПозиции от Ю.Ермакова(611)
 от Aleko
  12. Сен 
Перейти к сообщениюThe Unofficial World Champions...(1)
 от Krzychumag
  31. Авг 
Перейти к сообщениюЭБ10 в русские и остальные баз...(16)
 от AlexanderS
  30. Авг 
Перейти к сообщениюГрустно(380)
 от Juri
  18. Июль 
Перейти к сообщениюО Щёголеве(0)
 от xx00155848
  17. Июль 
Перейти к сообщениюDamira 2.1 - question(0)
 от Krzychumag
  04. Июль 
Перейти к сообщениюМеждународный онлайн турнир Ме...(11)
 от eugene_kon
  29. Июнь 
Перейти к сообщениюEdeon Sport(1)
 от vicnaum
  27. Июнь 
Перейти к сообщениюШашки и авторское право(1)
 от alemo
  27. Июнь 

[Войти в форум]

Архив новостей


 « Октябрь 2020 » 
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Languages

Предпочитаемый язык:

English Russian _LANGUAGE_X_BRAZILIAN_PORTUGUESE
 
Page created in 0.309448957443 seconds.